Переложение 23 Псалма

Нина Шендрик
Псалом Давида.


В руке Создателя Природы -
Творца  и неба и людей,
Земля, леса ее и воды,
И все живущее  на ней.

Святая Господа вершина,
Кто встанет на горе Сион?
Лишь тот, чьи руки неповинны,
Кто непорочен, чист душой.

Кто ищет Бога – тем спасенье,
Уста не лгут, им чуждо зло,
От Господа благословенье,
От Бога – Спаса своего.

Смиритесь, грешный и лукавый,
Над всем Всевышнего рука,
Кто Исполин, Царь ратной славы,
Кто входит в Вечности врата?

К вершинам Божьим величавым
Возвысьте Вечности врата.
Грядет Господь, Царь Вечной Славы,
Хвалите Господа  уста!


Канонический русский перевод
Псалом Давида.[В первый день недели.]
1 Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, 2 ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее. 3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? 4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно [ближнему своему], — 5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. 6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова! 7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! 8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. 9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! 10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.



Толкование Псалма 23
Бросается в глаза сходство (по содержанию) между этим псалмом и псалмом 14 (сравните Пс. 23:3-4 с Пс. 14:1,3). Существует предположение, что оба они были написаны по поводу перенесения из дома Аведдара в скинию, сооруженную в Иерусалиме, ковчега завета (2-Цар. 6); подробнее об этом будет сказано при разборе текста.

А. Восхождение к святилищу (23:1-6)

Пс. 23:1-2. Это славословие выражается в признании факта сотворения вселенной Господом и того, что "основанная и утвержденная" Им она только Ему принадлежит.

Пс. 23:3-4. Псалмопевец задается вопросом о том, кто вправе "взойти" на Сион, гору Господню, где "жилище" Его, и встать на святом месте Его. (Возможно, в процессе богослужения ответ (стихи 4-6) полагалось давать священникам.) Лишь тот имеет право на это, кто не грешит в поступках своих (имеет руки "неповинные") и чист в сердце своем, кто не дает лживых клятв и клятвы, данной им, не нарушает.

Пс. 23:5-6. Только такие люди-из "рода" ищущих лица Бога Иаковлева - только они могут надеяться на милость Его и благословение.

Б. Грядет Царь славы (23:7-10)

Пс. 23:7. Восклицание псалмопевца в стихе 7, повторяемое в стихе 9, говорит в пользу того предположения, что этот псалом был написан по случаю внесения ковчега в Иерусалим (вступление к комментарию). Поднимите, врата, верхи ваши… Ворота в древневосточных городах были низкими, но верхняя часть их была подъемной. Если вспомнить, что ковчег, крышка которого была украшена херувимами, левиты несли на плечах, то станет ясно, что войти в них со своей священной ношей они не могли: следовало поднять "верхи врат". Ворота названы "вечными" по причине их древности.

Местом символического "пребывания" Господа была крышка ковчега: Он "восседал" на ее херувимах. Чем знатнее был входивший во врата, тем просторнее должен был быть его путь. Но "знатнее" Господа не было никого. Отсюда подчеркнуто торжественное и ликующее "обращение" царя Давида к древним воротам Иерусалима: поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

Пс. 23:8-10. Следует объяснение того, кто этот Царь славы: Господь крепкий и сильный, Господь, дающий победы в битвах (сильный в брани). Торжественность момента псалмопевец подчеркивает нарочитыми повторами: сравните стих 7 и 9; стих 8 и 10.



Псалтирь с толкованиями (Киево-Печерская лавра)
Толкование на группу стихов: Пс: 23: 7-7

Се пророчество о преславном Вознесении на небеса Христа Спасителя.

Сошедшу Христу Господу на ада, устрашишася князи адстии, и возопиша: «Возмитеся врата плачевная, вниде бо Царь славы Христос». Егда же сокрушивши Господь ада, и свобождши от пленения его праведных души, возношашеся на небо, тогда Силы Небесныя удивляющеся новому чудеси, вопияху: «Возмите врата», прочий же вопрошаху: «Кто есть Царь славы?» Инии возглашаху: «Господь Силам, восходяй плотию Бог Слово, и седяй на Престоле славы Сын Отечь, Сый прежде век со Отцем, сошед на землю, восприят человека и вознесе с собою на Небо, Той есть Царь славы», и вси с радостию и трепетом поклонишася Ему (Дамаскин, Афанасий, Феодорит).

Душа человеческая, имеет в себе сугубая врата: смерти и живота. Грех отверзает врата смерти, а покаяние отверзает врата живота. Царь славы, Христос Господь, Емуже вернии отверзают врата до сердца своего, писано бо: вы есте церкви Бога Живаго, о нихже сам Бог рече: вселюся в них и похожду (1 Кор. 3:16; 2 Кор. 6:16) (Иероним, Амвросий).



Из Википедии: В Библии Сионом территориально именовался или город Давида, или Храмовая гора с холмом Офель. Также Сион называли «горою святою», «жилищем и домом Божиим», «царственным городом Божиим». В переносном смысле он обозначал Иерусалим, колено Иудино и царство Иудейское, всю Иудею и весь народ иудейский. Пророки именем Сион часто называют царство Божие во всей его полноте, на земле и на небе, до окончательного совершения всего в вечности. Наконец, в прообразовательном смысле Сион представляется как место жительства Божия на небесах, как место высочайшего откровения славы Его. Оттуда приходит спасение Израилю (Пс. 13:7;;52:7), оттуда является Бог во славе Своей (Пс. 49:2—4); туда придут искуплённые Господа, и радость вечности на главе их (Ис. 35:10). Метафора «дщерь Сиона» (в Септуагинте др.-греч. ;;;;;;; ;;;;, в Вульгате лат. filia Sion) относится чаще всего к Иерусалиму[19].