О спектакле Елизавета Бам, реж. О. Коршуновас

Сергей Чепелев
Приехали с друзьями в Питер на выходные, на спектакль «Елизавета Бам» попали случайно. Сам я не заядлый театрал, не критик, не драматург. Обычный зритель, правда пишу стихи, в театрах бываю от случая к случаю. К Хармсу отношусь скептически. Отзыв отражает наше общее впечатление о спектакле.

Из театральной афиши:

В пьесе Хармса к главной героине — Елизавете Бам — приходят двое мужчин. Они намереваются арестовать ее за убийство. Уверенность этих представителей власти так велика, что Елизавета уже сомневается, может быть, она действительно виновата? Если так, то в ее интересах отвлечь этих мужчин, чтобы выиграть время и сделать все, чтобы арест не случился.

Как всё-таки хорошо, что есть эти афиши! Не прочитай мы её, ровным счётом бы ничего из происходившего на сцене не поняли.

Ещё из афиши:

Режиссер Оскарас Коршуновас признается, что Хармс для него — «главный автор», сильно повлиявший на формирование театрального мировоззрения. Режиссер исследует мир Хармса уже более 30 лет — впервые он столкнулся с его произведениями в 1989 году, прочитав рукописный перевод рассказов Хармса на литовском языке. Молодой режиссер находился в поиске материала для нового спектакля. «Я чувствовал, что именно мне нужно, но не знал, где это найти. Я чем-то грезил, сам не понимая, чем. Зачитывался «Театром жестокости» Арто, перечитывал Беккета, Ионеско, но в них мне чего-то не хватало. Во время этих моих скитаний и попался мне Хармс. Я сразу понял — я нашел то, что искал», — рассказал Оскарас Коршуновас».

То ли перевод Хармса на литовский подкачал, то ли режиссер так и остался в том самом неопределенном состояния поиска, то ли не заметил, как потерял то, что когда-то искал, но у нас в связи с увиденным возникла стойкая дилемма. Или со спектаклем не всё в порядке, или не в порядке мы. В последнее как-то не хотелось бы верить.

Правда есть одна версия. Создатели произведения совершенно сознательно издеваются над зрителем. Мои смутные сомнения в этом крепли по мере развития «сюжета» и к концу второго действия выросли уже в твердую уверенность. Да, издеваются. Нам как бы говорили: «Ах, вы ещё тут? Мы уже два часа несем эту ахинею, весь этот бред, а вы, закомплексованные граждане, терпите, сидите и не решаетесь уйти? Ну что же, оторвёмся по полной! Мы никуда не торопимся!»

Ещё раз к афише:

Взявшись за постановку Хармса на исторической сцене БДТ, Коршуновас отчасти реализует свою миссию — обратить внимание на то, что произведения Хармса — это вовсе не «абсурд, прикольные байки и анекдоты», а напротив — высокое искусство, большая литература.

Категорически не согласен! Это не высокое искусство, а литература сомнительного качества. Это именно тот самый бред и абсурд. Допускаю их право на присутствие в искусстве, но в натуральном виде и умеренной дозировке.

Я отношусь к людям, которых невозможно убедить в том, что «Черный квадрат» Малевича это великое и гениальное произведение. По-моему, это нечто из ряда провокаций, спекуляций, чудовищных надувательств и прочих подобных явлений. Потому что это всего лишь черный квадрат. И всё. Тоже готов сказать и о Хармсе. Это просто абсурд и пустота, продаваемые простакам за большие деньги. Не более того. Не надо абсурд выдавать за гениальность! Мол, вы её видите, а нам ещё дорасти, подучиться надо.

Завершая, прошу прощения, если кого-то чем-то обидел, если что не так. А на прощание моё стихотворение про тот самый спектакль БДТ:

Вы видите афишу – «Елизавета Бам»?

Скорее прочь! Скорее! Совет такой вам дам.

Из пустоты идейной зал давят спецэффекты...

Кто вкачивает средства в бездарные проекты?

Цыгане-конокрады… Разводы и враньё…

Бабло или «капуста» прельщает вороньё.

Безумно, пошло, мерзко. Содом или Гоморра?

Два действия глумленья, бессвязности и вздора.

На сцене - ахинея, бессмыслица и бред-

Как если бы подали МЛАДЕНЦА на обед.

Над нами издевались - есть и такое чувство…

А где же человечность, гармония, искусство?

29 марта 2022