1. Путь Господа

Владимир Гусев Тульский
                ОТ  АВТОРА.

Когда  я  только  начал печатать  главы  из    своей  стихотворной  повести «Путь Господа»  один мой  друг спросил:  « А  можно ли  пересказывать  Евангелие своими  словами, добавлять  что-то от себя?».
Если   возник  такой  вопрос, то, несомненно, стоит об этом поговорить.   
Обратимся к  истории:
В  10-м веке  началось  крещение  Руси.  В  то время, как  мы  помним, не было ещё интернета, радио, телевидения...  Да  и  книг, практически,  не было.  А  ведь  рассказать  о  БОГЕ  и  о  Сыне  Божьем  надо было  как-то.  Иначе  не  поверили бы  люди  в  БОГА, которого не знают?
Так что, на  протяжении многих веков  основным источником  христианской  информации  были лишь рассказы  проповедников о  Боге  Отце, Сыне и  Святом Духе.  И,  несомненно,  проповедь об Иисусе Христе не  была дословным пересказом  Евангелие,  но лишь  изложением, описанных  в  Новом  Завете  событий  языком, понятным  уму неграмотного или малограмотного  слушателя.  Языком,  наполненным  страстной  верою, эмоциями и мудрыми комментариями  самого проповедника.

Потом  появились  печатные  Евангелие.  С  каждым годом  число  этих книг росло. Люди обрели грамотность.  Но  не  пропала  потребность  в  художественном  изображении  евангельских  событий.

Первые художественные  произведения  о  жизни  Господа появились   в  19  веке.
В  1828  году  вышла  в свет  повесть  известного русского проповедника  Иннокентия  Херсонского  /Борисова/  «Последние  дни  земной  жизни Христа». Эта  книга, повествующая  о  Событиях Страстной  недели, до революции  пользовалась  большой  популярностью,  выдержала  много изданий.
Более полной   биографической  повестью  является  «Жизнь Иисуса», написанная в  1863 году французским  историком и  публицистом  Эрнестом  Ренаном.
В  1990  году  впервые  увидела  свет повесть   протоиерея  Александра  Меня «Сын  Человеческий»,  ставшая  теперь знаменитой и любимой  христианами  многих стран мира.
Именно в  ней  Александр  Мень  отвечает  на другой  вопрос  скептиков: «Есть ли смысл  что-то  ещё  писать  о жизни  Господа,  когда  существует  Евангелие?»

Вот, цитаты  из его  произведения:
«Для чего написаны эти  страницы?  Нужны ли они, если об  Основателе христианства  было уже  столько  сказано?
Любая  новая  книга  на  евангельскую  тему  может  вызвать  подобные  вопросы.  Кроме того, очевидно, что никакой  труд  не в  состоянии  заменить своего первоисточника...
Если  мы  хотим  знать  правду о  Христе,  то  должны искать  ее  прежде  всего  в  Евангелии.
Но тот,  кто  впервые берёт  его в  руки, может  столкнуться с  известными трудностями.  Ведь авторов Нового Завета отделяют  от нас  почти две  тысячи лет.  Современному человеку бывает нелегко понять многие их  намеки, обороты речи,  а подчас даже самый ход их  мысли, что  вызывает  необходимость в комментариях, которые давали ключ к  Евангелию...»
/ А. Мень.  «Сын  Человеческий»/

И  ещё  один  интересный  отрывочек  из   книги  Александра  Меня:

«Есть  книга,- писал незадолго до смерти   Пушкин,- коей каждое слово истолковано,  объяснено, проповедано во  всех концах земли, применимо ко всевозможным  обстоятельствам  жизни... Сия  книга  называется  Евангелием,- и такова  её  вечно-новая прелесть, что если мы  пресыщенные миром или  удручённые  унынием, откроем ее,  то  уже  не в   силах противиться  ее  сладостному  увлечению погружаемся  духом  в  ее божественное красноречие...»

/ А. Мень.  «Сын  Человеческий» /


Евангелие -  это  университет   духовности,  а  художественные   произведения   всего лишь школа.   Школа   начальная,   как  моя  повесть ,   или  полная,  как  «Сын  Человеческий» Александра  Меня.   Но,  не  отучившись  в  школе,  не  осилишь и  университетский  курс.    Евангелие  чрезвычайно   трудно  для  понимания  людьми не  имеющими начальной  религиозной  подготовки.  Я  сам  столкнулся  в  своё  время  с  подобными трудностями:
Имея два  высших образования:  гуманитарное  и политическое,   не мог   понять многое,  когда  впервые  прочитал  Главную   книгу   Православия.   Сколько  раз  нужно мне  было перечитать  Евангелие,  используя  институтские  навыки  аналитического  чтения,   сколько изучить разных  трактатов по   Новому  Завету,  прежде  чем   я   почувствовал  себя   соучастником  Евангельских  событий,  ощутил  своё присутствие  рядом с  Господом.
Я  стал  Его  видеть, слышать  и понимать!
 
Вообще-то, как  учил нас  Александр  Мень,  к    толкованиям    Евангелие  надо  относиться  осторожно  и   прислушиваться  в  первую очередь  к  мнению  святых отцов Церкви.
Отец  Александр  писал:
«Неудивительно, что в  вслед за  книгами архиепископа   Иннокентия Херсонского и  Ренана стали выходить  другие, написанные в  том же  жанре, и  число их с  каждым десятилетием  увеличивалось. Нередко, правда,  результаты  получались спорными и противоречивыми.  Одни хотели видеть  в  Назарянине только реформатора иудейства, другие - последнего из пророков; сторонники  насилия  изображали  Его революционером, толстовцы — учителем  непротивления, оккультисты — посвящённым эзотерического ордена,  а  враги  традиционных  общественных устоев — борцом против   рутины.
«Есть  нечто трогательное,- заметил известный  историк  Адольф Гарнак, в  этом стремлении  всех   и каждого  подойти  к  Иисусу  Христу  со стороны  своей  личности  и  своих интересов и найти в  Нём самого себя или  получить  хотя  бы  некоторую долю в  Нём.»

/  А.  Мень.  «Сын  Человеческий»

Личность  Господа  столь   многогранна,  что  лишь   лаконичный  язык   евангелистов  позволил  дать  большой  объём  сведений  об  Иисусе  Христе в  относительно небольшом объёме  Нового Завета.   
Мне  такое  было бы  не  под силу и,   человек,  решивший  прочитать мою   стихотворную  повесть,  легко обнаружит, что  посвящена  она, в  основном,  борьбе  Господа  с   «фарисейством»,  с  явлением  в  жизни человека, ставшим   синонимом   лицемерия.
Если  вы захотите  узнать  побольше  о  фарисеях  и загляните  в  энциклопедии,  то будете  поражены тем, что их религиозные  взгляды  имеют  много точек  соприкосновения со  взглядами  Самого Господа.
Секта  фарисеев  была  практически  партией  выходцев  из  народа,  сумевшими своим умом, талантом, предприимчивостью  возглавить   духовную жизнь простых людей. Сформировалась она  в  противовес  секте  садукеев,  представлявшей интересы  правящей  аристократии страны.
Многие  взгляды  фарисеев  были близки  народу:
Они  верили  в  загробную жизнь и  говорили  о  воздаянии  человеку  за  добро и зло  в загробной  жизни.
-  Они  верили, что  БОГ  дал  человеку  право  выбора  между  добром и злом.
- Они  были уверены  в  необходимости жить по  Заповедям  БОГА.
- Они  выступали  за  гуманное  отношение  к  людям и  даже  призывали к  отмене смертной  казни.
- Они боролись  с  антинародными  законами  и  этим  завоевали  огромную любовь  и доверие  народа.
Но проповедуя  одно, они  в  своей  жизни  демонстрировали   совсем  иное.  Вспомним, как  эти "борцы за  гуманное отношение к  людям и отмену  смертной  казни" вознамерились  убить  Господа, когда  народ  начал  отходить  от  них к  Нему.  И рёв беснующейся  толпы «Распни!»,- наверняка,  результат их усилий.

Одним  из  основных  разногласий Иисуса с  фарисеями  было отношение к богатству.
Являясь   представителями  зажиточных  слоёв  народа, они  уверяли  своих  сограждан, что богатство является свидетельством благосклонности Бога к человеку[,  а  бедность — это  показатель  его  греховности.
 Господь  ниспровергал  эти  взгляды:
/  Из  интернета/
 «Не можете служить Богу и маммоне[11]». «Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:13-15). В своей последующей притче Господь изобразил богатого в аду, а нищего Лазаря, который «желал напитаться крошками, падающими со стола богача» — на лоне Авраама. Материальное богатство в учении Иисуса не имеет большой ценности, а желание к умножению богатства представляет собой опасность для человека — «смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15). Богатство может быть препятствием в служении ближним (история с богатым юношей в Мф.19:16-24). По словам Иисуса, «удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24). Поэтому Он призывал не к накоплению богатства, а к благотворительности: «продавайте имения ваши и давайте милостыню» (Лк. 12:33). При этом он говорил «когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди» (Мф. 6:2).

/Конец  цитаты/

Евангельская  сцена  в  пустыне, напоминает нам, что  славу, власть, богатства  на Земле даёт  Человеку  не БОГ,  а  очень часто   предлагает человеку в  обмен  на  душу князь тьмы.

Фарисейство - подмена  настоящей  любви  к  ближнему  демонстрацией этой  любви - очень широко  распространилось  в  наши дни.

Содержание  Нового  Завета  даёт нам право утверждать, что Господь  принёс  людям не только  Благую  Весть  о вечной  жизни души, но  и главное  правило обретения Вечности:
«  Не  собирай  материальные ценности  в  амбарах, а  собирай  духовные  ценности в душе   своей.  Ибо  только  по ним  Творец  оценивает  работу  твоей души  на  Земле!»


Жаль,  что  это  не знают  многие  наши  сограждане.
 Потому  и возвращаются  те, кого  призвал   Господь, служить Ему, к  вечной    Евангельской  теме,  чтобы  вновь  услышали  люди  голос  Иисуса, наставляющий
нас  на  путь спасения.

               

               
Припал   к  святым  писаньям  я  душой,-
Они,  как  Свет  среди  духовной  тьмы!
Какой  неимоверно  труд  большой
Проделан,  чтоб  познали  Бога  мы!
Труд,  переживший  судей  и  царей!
Святые  откровенья  Высших  Сфер,-
Родившийся  в  стенах  монастырей,
Под  сводами  темниц,  скитов, пещер.
Греховной   плоти  отвергая  власть,
Стремясь  постичь  Всевышнего  Завет,
Душа  молитвой  к  Господу  рвалась,
Летела  белой  бабочкой  на  Свет!

Ветхозаветной  веры  звёздный  час!
Пророков  иудейских  имена.
Им  становился  слышен  Божий  глас,
Была  им  Воля Божия  слышна!
Веками  создавалась  Книга  Книг,
Языческих  сметая  мифов  вздор...
Но  человек  читал  и  не  проник
В  смысл  той  великой  Книги  до  сих  пор!
Пришла  она почти  что  в  каждый  дом,
Но  продолжают  люди  жить   греша…
Хотим  познать  мы  Господа  умом,
 Но  Бога  понимает  лишь  душа!

Полны   смиренья  Божии  дела.
Отвергнув  зло,  насилье,   произвол,
Не  в  виде  льва  и  гордого   орла,
Господь,  как  Агнец,   в мир  людей  пришёл.
Могли ли люди  думать  о таком?
На  землю Слово Божие  принёс!
Своим,  понятным  людям,  языком.
Звал  в  Божье Царство  Иисус Христос.
Он говорил о  вечном и святом!..
Но,  БОГА  в  Иисусе  не  признав,
Бичом  Ему  платили  и  Крестом,
Пилатам  в  руки  Господа  отдав.

Вновь  открываю Новый я  Завет
И  отправляюсь  в  глубь  тех давних дней,
Чтобы  уйти  от суеты - сует,
Чтоб  стал  мне  голос  Господа  слышней.
Как сложен  Иисуса  путь  земной.
Иду  через    неистовство  веков.
Друзья  мои!  Идите  вслед  за  мной,
Чтоб  влиться  в  круг  Его  учеников.
Чтоб   с Господом быть всюду и везде
И  в притчах  Божьи истины  познать.
 Пилату  смело  крикнуть  на  суде:
«Не  смей, безумец, БОГА  распинать!»

                ХРАНИ  ВАС  БОГ!

Продолжение  следует