Зеркало Дориана Грея

Армат Уважаев
Я редко заглядываю в зеркало без дела. Зеркало для меня лишь средство соблюдения гигиены лица и не более. А в этот раз что-то заставило меня заглянуть в его зеркальную реальность. Я осторожно, почти подкрался, приблизился к зеркалу, но так, чтобы не отразиться в нём. На первый взгляд, я ничего необычного не увидел: в зеркале обыденно отражались предметы ванной комнаты. Меня даже охватило некоторое разочарование. Однако, я прислушался к себе и задал вопрос: но что-то же меня потянуло к зеркалу? Невольно вспомнился роман "Портрет Дориана Грея". А что если?-, выпросилось во мне. Мне стало иронично смешно "зеркало Дориана Грея". Это не просто чепуха, а какая-то пошлая контрсублимация!

Я буквально дословно вспомнил с помощью гугла, ха-ха-ха, предисловие к роману Оскара Уайльда. От этого воспоминания я начал мгновенно контрсублимироваться в каких-то неведомых сусеках своей души или мозга. По первым ощущениям, сразу и не поймёшь. Как там у Уайльда: художник создаёт прекрасное. Мгновенно перед моими глазами почему-то возникла картина Репина " Иван Грозный и его сын", которую в народных массах прозвали " Ванька грозный убивает маменького сыночка". По признанию Репина картина писалась тяжёло. В образе Ивана Грозного Репину позировали художник Мясоедов и композитор и педагог Бларамберг. Большие проблемы у Репина возникли с изображением сына Грозного, тоже Иоана. Репинский глаз выбрал также двух "позёров": писателя Гаршина и писателя Менка. С большим энтузиазмом  загуглил происхождение всех натурщиков и я с удивлением обнаружил интересную деталь.

Иван Грозный: Мясоедов (русский)-Бламарберг (немец).

Сын Иоан: Гаршин (татарин)-Менк (русский).

Иной одноклеточный гражданин легкомысленно произнесёт: случайность! Но если, заглянуть в родословную русского самодержавия, то обнаружится одна любопытная деталька. Рюриковичи и Романовы немецкие полукровки и тянули Русь-Россию в европейскую форточку, а сын Грозного, Иоан и сын Петра Великого, Алексей противились сему и были убиты своими отцами.

Но меня взволновал у зеркала другой вопрос: а что в этой картине прекрасного, если цитировать Уайльда? Вновь перечитываю введение к роману "Портрет Дориана Грея": Те, кто в прекрасном находят дурное, — люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех".

Боже, как же я грешен!-, подумалось мне. Я не вижу ничего прекрасного репинской картине. Читаю далее: Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, — люди культурные. Они не безнадежны. Но избранник — тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту.

Как тут не вспомнить булгаковского Иешуа, который всех людей называл добрыми. Оскар Уайльд продолжает в своём введении к роману : Для художника нравственная жизнь человека — лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства в совершенном применении несовершенных средств. Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины. Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля. Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все. Мысль и Слово для художника — средства Искусства. Порок и Добродетель — материал для его творчества".

А вот это действительно мудро! Художнику нельзя запрещать изображать! Но к сожалению, многие художники не изображают, а изображаются!