Время новых решений Цифровизация

Галина Александровна Романова
Продолжение темы из книги "Наш завод. Время. События. Люди". Мы все "оцифрованы". Может, кому-то будет интересно. как это происходит на заводе.

Цифровизация: с чем сталкиваемся при внедрении

С целью осуществления цифровизации нашего завода был сформирован в августе 2018 года департамент автоматизации. Его возглавил Алексей Майоров, заместитель генерального директора — директор департамента автоматизации. Перед департаментом поставлена задача внедрения современных информационных технологий во всех сферах деятельности. Приоритетные направления цифровизации БЛМЗ: финансовая и хозяйственная деятельность, управление производственным процессом, проектирование, процессы и технологии, бизнес-аналитика, безопасность, корпоративный документооборот. Для автоматизации каждого направления на рынке имеется ряд программных продуктов. До формирования департамента автоматизации на заводе уже были приняты решения по их выбору для автоматизации ряда направлений. После анализа текущего состояния внедрения и соответствия потребностям было решено их не менять. На текущий момент в процессе внедрения находятся: 1С ERP; 1C Документооборот; Комплекс продуктов пакета 3D Experience от Dassault Systemes (CATIA, DELMIA, ENOVIA, Planer).

Системы ERP предназначены для управления финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий. Это «верхний уровень» в иерархии систем управления предприятием, затрагивающий ключевые аспекты его производственной и коммерческой деятельности. Это производство, планирование, финансы и бухгалтерия, материально-техническое снабжение и управление кадрами, сбыт, управление запасами, ведение заказов на изготовление (поставку) продукции и предоставление услуг. Такие системы создаются для предоставления руководству информации для принятия управленческих решений, а также для создания инфраструктуры электронного обмена данными предприятия с поставщиками и потребителями. Enterprise Resource Planning (ERP) system — информационная система идентификации, учёта и планирования ресурсов (материальных, технических, производственных, людских) всего предприятия. Ключевые этапы внедрения 1С ERP:
 1. Базовая настройка параметров продукта, 2. Внесение данных нормативно справочной информации, 3. Обучение сотрудников работе в системе в соответствии с их должностными обязанностями, 4. Опытная эксплуатация, 5. Полноценное использование. В связи с тем, что заводом выпускаются сложные технологические изделия, имеется большое количество техпроцессов, оборудования и сотрудников, реализация 2, 3 и 4 этапа ведётся параллельно. Внесение данных нормативно-справочной информации в систему является очень ответственным и важным этапом внедрения системы, т.к. описывает что, как, из чего предприятие производит, кто при этом что делает. Данная задача была распределена между сотрудниками других отделов, являющихся экспертами в своих областях. Опытная эксплуатация системы начиналась в 2019 г. Ожидаемый эффект от внедрения ERP-системы: повышение эффективности управления за счёт прозрачности учёта и анализа, повышение управляемости и мобильности бизнеса в результате оптимизации бизнес-процессов и делегирования права принятия решений, повышение инвестиционной привлекательности предприятия. Обучение сотрудников работе в 1С ERP является важной задачей при внедрении и эксплуатации системы. Планируется обучение сотрудников в учебных центрах на курсах по 1С ERP. Все желающие самостоятельно повысить свой уровень владения навыками работы в 1С ERP могут воспользоваться общедоступными видеоуроками и видеороликами, размещёнными в сети Internet.

«Как специалист, работающий в этой новой, невероятными темпами развивающейся отрасли, — объясняет Алексей Майоров, — с уверенностью скажу, что чем раньше приступить к освоению этих новых подходов, тем больше шансов остаться в бизнес-сообществе и быть участником обновляемого, в том числе и за счёт цифровизации, рынка. Сложности на этапе освоения будут компенсированы в дальнейшем оперативностью и достоверностью информации, унификацией действий, доступностью всех сведений для принятия решений.

Одна из проблем внедрения системы ERP, как, впрочем, и любого внедрения, — это инертность как организации в целом, так и задействованного персонала. Это отнюдь не отрицательное качество, а данность, которая проявляется всегда, в том числе и в век ускоренного развития и внедрения информационных технологий. Вторая проблема — неполная техническая готовность рабочих мест. Рабочие места исполнителей документов в информационной системе разного уровня, равно как и лиц, принимающих решения, должны быть оборудованы надлежащими информационно-техническими средствами. При этом должно быть обеспечено подключение всех участников к единой вычислительной сети предприятия. Стопроцентного решения этих проблем пока не достигнуто.

С 1 января 2020 года все задействованные заводские службы начали работать в системе 1С ERP и 1С Документооборот. Первоначально надо было настроить систему. Что из себя представляла эта настройка? Заполнялись первоочередные справочники: номенклатура изделий, деталей, материалов, услуг, работ; справочники финансового блока и другие. Выставлялись параметры работы функциональных блоков: продажи, закупки, производство, финансы и т.д. Это к настоящему моменту выполнено. Все пользователи, имеющие техническую возможность работы в системе, к ней подключены.

На каждом рабочем месте у специалистов практически ежедневно возникают текущие вопросы, вопросы адаптации. Это естественно. В первую очередь много пришлось поработать со службами, осуществляющими продажи и закупки, с тем, чтобы освоить правильное оформление и внесение документов, так как это ключевые подразделения по взаимодействию с внешним миром. Основная работа по внедрению блока «Производство» легла на структуры Инженерного центра и планово-экономическую службу. Объём работ большой. Руководитель группы внесения данных ресурсных спецификаций металлургического производства — главный металлург Олег Коровин. Его служба пересчитала, например, нормы расхода в формат, требуемый для внесения в систему. В свою очередь руководителем аналогичной группы по механическому производству и ремонту изделий назначен главный технолог Антон Асташин.

Все сотрудники департамента автоматизации отвечают на обращения персонала с вопросами, помогают освоить все особенности внедряемой системы. И шаг за шагом это будет сделано на всех участках.

(Продолжение главы "Время новых решений" следует)