Было время - просились!

Вадимов Вадим 2
БЫЛО ВРЕМЯ - ПРОСИЛИСЬ!


Украина


Послушаешь порой заявления иных нынешних
новоявленных «суверенных» руководителей бывших союзных республик, почитаешь их
пространные послания и речи в газетах - и диву даешься. Сколько в словах сих
власть имущих остервенелости при упоминании до недавнего времени монолитной
Страны Советов! Это, мол, империя зла и душительница свободы и тюрьма народов...
Но были ведь и иные времена, и иные нравы! И мудрые властители национальных
окраин, предшественники нынешних амбициозных «суверенных»
президентов-узурпаторов, придерживались тогда совсем другого стиля при изложении
своих сокровенных мыслей и чаяний.


Вот, к примеру, как изящно сказано о главном листе
Богдана Хмельницкого, посланном из Черкасс царю Алексею Михайловичу с сообщением
о победах над польским войском и желании украинского народа объединиться с
Россией:


«Наяснийший вельможний и преславний цару
московский, а нам велце милостивий пане, и добродию... Зичили бихмо соби
самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская вельжможност
православний хрестианский цар... В чом упевняем ваше царское величество, если би
била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз не бавячися, на панство тое
наступаты, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности
готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо...
Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан
Хмельницкий, гетман з Войском, его королевской милости Запорожским».


Балтия


Знали толк в эпистолярном искусстве и
предшественники нынешних прибалтов. Вот как, к примеру, в феврале 1795 года были
сформулированы сокровенные помыслы в прошении Курляндского рыцарства и земства о
принятии Курляндии под покровительство России:


«Мы, земский предводитель и земские послы ныне
созванного сейма благородного рыцарства и земства Курляндского и Семигальского.
Чрез сие всенародно объявляем, что поелику мы на настоящем сейме и нынешнего
числа манифестом нашим торжественно отреклись от союза, в коем доселе с Польшей
пребывали, и от прежнего над нами польского верховного начальства и
покровительства по означенным в нашем манифесте побуждениям и причинам и в то же
время приняли во уважение не токмо, что нам, яко весьма малой области,
невозможно самим собою независимо и без покрова высшей державы существовать...
то натуральным образом долженствовали мы не токмо восчуствовать необходимости
покориться вновь верховной власти, но и возыметь желание, отрицаясь от
существовавшего доныне верховного начальства... покориться непосредственным
образом, но беспосредственно сей вашей державе.


При сей для нас и потомства нашего столь важной
перемене с чувством покорности и благодарности вспомнили мы то высокое и сильное
покровительство, коим мы и сии герцогства в продолжение всего настоящего
столетия августейшими обладателями Российской империи уже удостоены были, а
наипаче в новейшие времена от е. в. достославно царствующей императрицу всея
РОССИИ Екaтepины II во время высочайшего благоденственного и достославного ее
государствования, так что пред целым светом почитаем мы долгом чрез сие паки
возобновить достодолжное признание, что мы нашим по днесь продолжающимся
существованием единственно обязанные сему высочайшему и сильному
покровительству. Дан в Митаве на земском собрании».


Напомню читателям. Курляндское герцогство
(Курляндское и Земгальское герцогство) образовалось при распаде Ливонского
ордена в результате подчинения ливонских феодалов польскому королю Сигизмунду II
Августу на основе договора от 28 ноября 1561 года. Во главе Курляндского
герцогства стояли бывший магистр Ливонского ордена Г. Кетлер и его потомок,
затем Бироны. B 1795 году Курляндское герцогство было присоединено к России и на
его территории была образована Курляндская губерния. А Митава - центр
Курляндсого герцогства. Ныне же это город Елгава, расположенный неподалеку от
Риги.


Грузия


Но вернемся к нашей теме, то бишь к проблеме
деликатности в сфере человеческого общения на высшем уровне. Кстати, этому
издавна уделялось большое внимание и на Кавказе. Взять хотя бы историю
грузино-русских отношений. И свидетельством тому может служить написанная еще в
1738 году грамота царя Мегрелии Леона к царю Михаилу Федоровичу о желании
грузинского народа перейти в подданство России. В грамоте же той говорится:


«Превысочайшему, благочестивому, Богом хранимому
самодержцу единому, начальнику веры християнские, царю государю московскому и
всеа Руси многолетнему царю Михаилу и царствию твоему. Раб твой дидиянский
государь имянем Лев в смиренном образе бьет челом и поклоняетца и молит Бога,
чтоб многолетнему сотворил Бог высоту великому царствия его государева... И
желал-де он от многого времяни, чтоб ему служити его великому царствию, да не
изыскал такова времяни, как ему государю о том побить челом. А ныне-де послал к
его великому царствию крестового своего попа имянем Гаврила. И поклоняетца его
царскому величеству он, раб его со святыми Божиими церквами и со святыми мощами
и со главой своей и со всею области. Своею и со всем державством своим,
поддаетца служити его великому царствию и бьет челом, чтоб он, великий государь,
пожаловал его, прислал к нему посла своего с своими царскими грамотами и принял
бы их под свою царскую высокую руку, чтоб им всегда быти под его царского
величества рукою и служить бы им царствию его, яко и иные рабы его
государевы...»


Армения


Не уступали в те давние времена грузинским
государственным деятелям и армянские державные мужи по части утонченной
предупредительности и такта! И доказательством тому может служить отправленное в
1724 году послание армянских патриархов Исайи и Нерсеса императору Петру I с
просьбой принять армянский народ под покровительство России:


«По Божиёй милости великому самодержцу цесарю и
государю Петру Алексеевичу, императору нашему, нижеписанные последнейшие рабы
страны армянской Исай и Нерсес, патриархи, и прочие, которые ниже печати свет
приложили, напред сего о всех наших нуждах чрез четыре или пять писем в. в.
доносили, но ни на которое резолюции не получили, и для того в такой
безнадежности обретаемся, что якобы мы от в. в. в забвении оставлены, понеже
чрез три или четыре уже года живем в таком распутни, яко овцы без пастыря, и на
единого токмо Бога и на в. в. полагаем надежду, а кроме в. в. ни на кого надежды
не имеем; до сего времени которых неприятелей мы имели со всех четырех сторон,
по возможности от оных оборонялись и себя содерживали, а ныне пришло турецкого
войска множество, и многие персидские города побрали, а именно Теврис, Нагшиван,
Эриван, Тифлис, Боргалюхазах, и намерены придти в Генжу и к нам, о чем с
великими слезами просим учинить нам как наискорее вспоможение хотя морем на нашу
сторону, а о хлебе и прочем чтоб оные воинские люди не сумневались, мы можем
приготовить хлеба тагаров тысяч пять или шесть, токмо б повелеть им придтить в
провинции Карабахскую и Шемахинскую вскорости, а ежели не будут, то по сущей
истине турки поберут все месяца в три и христиан всех побьют и погубят, a мы
иной надежды кроме в. в. не имеем, того ради повторне просим в. в. ради Христа и
Креста Господня приказать нас высвободить, в чем мы полагаемся на волю в. в.».


И таких вот цитат из деликатно-слезных прошений,
посланий, писем, клятвенных обещаний, присяг, грамот, обращений, записок,
просительных пунктов, предложений, обязательств прежних государственных деятелей
можно привести превеликое множество, и лейтмотивом во всех этих посланиях
проходят одни и те же фразы: «Просим принять под высочайшую свою державу...
Всегда верно и справедливо служить обещаюсь... А кроме вас ни на кого надежды не
имеем...»


Средняя Азия


Именно в таком ключе исполнены и письма казахских и
каракалпакских ханов, султанов и старшин императрице Анне Иоанновне о принятии
ими подданства России от января-ноября 1731 года и прошение народа и старшин
пяти туркменских родов о принятии их в подданство России от 11 октября 1745
года. И письмо КИРГИЗСКОГО султана Долонбая Сюкова генерал-губернатору Западной
Сибири П.Д. Горчакову с просьбой о принятии киргизов байжигитовского рода в
подданство России от 11 марта 1847 года. И клятвенное обещание киргизов рода
Богу при вступлении в подданство России от 17 января 1855 года. И так далее, и
тому подобное.


Сама логика развития исторических событий властно
диктовала народам-соседям объединиться в Великую державу для всеобщего
процветания. И надо сказать, что в каждом отдельном случае на послания-прошения
властителей национальных окраин из столицы Великого государства следовал
уважительный, благожелательный ответ.


               Вадим Цеков.

                Газета "Дуэль"