Переложение 3 Псалма Давида

Нина Шендрик
Псалом 3. Песнь Давидова во время его бегства от собственного сына Авессалома.

О, как Спаситель мой, умножились враги,
Твердят, что нет спасенья мне от Бога.
Покрова Твоего надежней нет брони,
Ты слышишь клич и подаешь подмогу.

И спящего Господь меня хранит.   
Со всех сторон народы ополчились,
Напавших тьма, но дух не устрашили,
Опора мне Господь, Его надежный щит,

Спаситель мой, восстань, с Сиона слыша зов!
Пошли народу Твоему спасенье!
Да поразит Десница Божия врагов,
Над верными Твое благословенье.



Канонический русский перевод


1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; 3 многие говорят душе моей: "нет ему спасения в Боге". 4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. 5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. 6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. 7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. 8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. 9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.


Толкование Псалма 3
Из первого стиха этого псалма следует, что он был написан Давидом, "когда он бежал от Авессалома, сына своего" (2-Цар. 15-18). Это глубоко личная молитва царя, попавшего в беду. Многочисленные враги Давида были уверены, что положение его безнадежно, но он, избранник Божий, чувствовал себя под защитой Всевышнего и днем и ночью и потому не сомневался в конечном своем избавлении.

А. В окружении врагов (3:1-3)

Пс. 3:1-3. Относительно стих 1 во вступительной части к этому комментарию. В стихе 2 Давид жалуется Богу на восставших против него врагов. (Из записанного во 2-ой книге Царств мы знаем, что "силы оппозиции" во главе с сыном Давида - Авессаломом, вынудив царя бежать из дворца, пустились за ним в преследование.) Враги дерзко насмехаются над ним, жалуется Давид, уверенные в том, что Бог от него отвернулся (стих 3).

Б. Господь - щит Давида (3:4-7)

Пс. 3:4. На опыте своей предыдущей жизни, с ее бесконечными войнами и превратностями, Давид убедился, что истинным его защитником ("щитом") является Бог. Это Он дает ему одерживать победы и прославляет его ("возносит голову его"). употребление того же идиома в Быт. 40:13.

Пс. 3:5-6. На опыте благотворного общения с Богом и зиждется упование Давида. Трудно понять грамматическую категорию времени, в котором стоят эти стихи в еврейском тексте. В переводах, как на английский язык, так и на русский, употреблено настоящее время, но, может быть, лучше читать стихи 5-6 в прошедшем времени: Я взывал… Он слышал? То есть Давид мог это говорить на следующий день после вознесения молитвы. Ответом на молитву объяснялось в таком случае, что и, будучи окружен преследовавшими его врагами, Давид ложился, спал, вставал (прошедшее время), ибо Сам Господь был на его защите.

Пс. 3:7. Убеждаясь в этом вновь и вновь, Давид перестает страшиться своих преследователей (коих - тысячи; русское "тем народа"); скорбные ноты в его молитве сменяются торжествующими.

В. От Господа спасение (3:8-9)

Пс. 3:8-9. Может быть, и вторую часть стих 8 следует читать в прошедшем времени. Зная (по опыту), что прежде Господь наносил поражение его врагам, Давид мог просить Его об этом и теперь. Но, может быть, лучше понимать образность этого стиха как выражение уверенности со стороны Давида: не сомневаясь в том, что Бог и на этот раз избавит его от врагов, он говорит об этом как о факте, уже совершившемся.

Псалом завершается (стих 9) нравоучением: "спасение приходит от Господа", и молитвой Давида о праведных (о "народе", угодном Господу). Тех, которые относят себя к Его народу, Псалом 3 наставляет молиться в тягостных и опасных обстоятельствах, не забывая, что "спасение… от Господа" и, доверившись Ему, спать спокойно.


Псалом 3

По мнению блаж. Августина, этот псалом предвозвещает о Воскресении Христовом. Слова: аз уснух и спах, востах яко Господь заступит мя (ст. 6) св. отец толкует следующим образом: под сном он понимает смерть, а под пробуждением – Воскресение Спасителя11.

А вот что пишет преп. Максим Грек, толкуя в мессианском смысле 4, 7–9 стихи псалма. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя (ст. 7) – “это я (то есть псалмопевец) сказал от лица воплотившегося Бога Слова, Господа моего, на Которого восстали не один и не два царя, как на меня Саул и Авессалом, но все по всей вселенной цари, князи и вельможи всех народов и взбесившийся против Него народ иудейский”14.

И далее: “и опять, молясь Отцу и Богу Своему, говорит: воскресни, Господи, спаси Мя, Боже Мой (ст. 8). И хорошо назвал зубами грешников неистовых гонителей благочестия, служителей скверным бесам… Но Бог и Отец сокрушил эти пагубные их зубы, а верующих во Христа Бога благочестивых людей возвысил и прославил; поэтому и говорится: Ты же, Господи, заступник Мой еси, слава Моя и возносяй главу мою; Господне есть спасение и на людях Твоих благословение Твое (ст. 4, 9)”14. Из этих слов ясно, что преподобный видел в восстании Авессалома прообраз гонений на Христа Спасителя и Церковь Его.

В таком же духе толкуют этот псалом и другие св. отцы, понимая, однако, стихи 8 и 9 как вопль ветхозаветного праведника ко Христу, Которого пророческими очами видел псалмопевец. В заключительных стихах псалма (ст. 9) многие св. отцы видят прямое указание на Крест Господень, который несет спасение миру и благословение христианам