Переложение 62 Псалма царя Давида

Нина Шендрик
Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской

Едва забрезжил жемчугом рассвет
К Тебе мой глас  из глубины пустыни,
Я жажду Славу Божию узреть,
Что созерцал во храме у святыни.

Все милости Творца благословлю,
На ложе о Тебе я размышляю,
Поют уста Всевышнему хвалу,
Во Имя Божье руки  воздеваю.

Под сенью крыл возрадуюсь душой,
Опорой верной мне Твоя Десница,
Падут враги, сраженные мечом,
Достанутся шакалам и лисицам.

Рассеет зло свет Божьего Лица,
Замкнется ложь в устах врагов злодеев.
О Господе возрадуется царь,
Душа его наполнится елеем.



ПСАЛОМ 62
Канонический русский перевод
1 Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
2 Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, 3 чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище: 4 ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя. 5 Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои. 6 Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, 7 когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи, 8 ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; 9 к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня. 10 А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли; 11 сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам. 12 Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.


Толкование Псалма 62
Свидетельство веры, проникновенно выраженное Давидом в Пс. 60 и 61, в этом чудном гимне, созданном им? пустыне Иудейской, достигает своей высшей точки. Это было время, когда царь был отлучен от Иерусалима, скинии и ковчега - вследствие мятежа Авессалома (2-Цар. 15:25). Душа псалмопевца, жаждавшая и в бедственной ситуации поклонения Богу, находила удовлетворение в восхвалении милости Его. В процессе этого благодарственного славословия Давид обретает уверенность в том, что противникам его не удастся осуществить их намерений.

Вводной надписи соответствует стих 1.

А. Душа жаждет Бога (62:2-3)

Пс. 62:2. Образ пустой… и безводной земли, где человеку естественно жаждать физически, по аналогии пробуждает в Давиде ощущение духовной жажды - жажды по Боге, от "жилища" Которого он отлучен. Это глубокое чувство овладевает им, едва он открывает глаза, в час ранней зари. Прекрасный в искренности своей, этот стих побуждал многих верующих читать Пс. 62 по утрам.

Пс. 62:3. Давид вспоминает, как постоянно лицезрел в святилище ковчег завета - символ силы и славы Господних (1-Цар. 4:21); он мечтает о возвращении этого времени.

Б. Душа удовлетворяется хвалою Всевышнему (62:4-9)

Пс. 62:4-5. Царь всем своим существом ощущает, что нет ничего, что могло бы сравниться с милостью Божией; для него она лучше, нежели жизнь.

Пс. 62:6-7. В стихе 6 "тук и елей" символизируют не жертвоприношения, а лучшую пищу, которой мог бы насытиться человек. Довольство своей души, радостно восхваляющей Господа, Давид уподобляет такому "насыщению". Он размышляет о Нем непрестанно, включая и ночные часы (стих 7).

Пс. 62:8-9. Ибо в Боге, Который поддерживает его "правой рукою Своею" (стих 9), он находит помощь и - в тени крыл Его (сравните Пс. 16:8; 35:8; 56:2; 60:5; 90:4) - покой и радость.

В. Предвкушение победы (62:10-12)

Пс. 62:10-12. Давид обращается мыслями к нынешней своей ситуации. Он полон радостного предчувствия, что ищущие погибели душе его (стих 10) не только не достигнут желаемого, но сами погибнут (души их сойдут в преисподнюю земли), а тела не будут удостоены погребения, но достанутся… в добычу шакалам (а не "лисицам", как в русском тексте; стих 11). Царь же (т. е. Давид) возвеселится о Боге; и всякий клянущийся царем, т. е. хранящий ему верность (Быт. 42:15-16), восхвален будет (в значении "награжден царем"). И жизнь войдет в свою норму, ибо, по уничтожении врагов царя, замолкнут и уста клеветников.


Псалом 62

Этот псалом в пророческом своем значении относится к созданной Спасителем Церкви. Так по толкованию свтт. Кирилла и Афанасия Александрийских, “жизнь”, то есть ветхозаветный образ жительства, – ничто по сравнению с “милостию Божией”, то есть спасением во Христе, открывшемся всем, к Нему прибегающим (ст. 4). В словах: яко от тука и масти да исполнится душа моя и устнама радости восхвалят Тя уста моя (ст. 6) св. отцы видят указание на спасительное Таинство Тела и Крови Христовых15. “Десницею Отчей”, по свт. Афанасию Александрийскому, пророк называет Христа Спасителя, принимающего всех, обращающихся к Нему (ст. 9). Таковые, по словам свт. Кирилла Александрийского, “вводятся десницею Его, то есть Христом”. Это царственный народ, христиане, которые сподобятся Царствия Небесного, а потому справедливо именуются “царями” (ст. 12)6 (См. также 1Кор.4:8. – Прим. авт.).