Переложение 87 Псалма

Нина Шендрик
Песнь. Псалом, Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Наставление Емана Езрахита.

Господи, Спаситель, помоги,
Числюсь меж отринутых, забытых,
Ухо к моим воплям  обрати,
Да взойдет к Тебе моя молитва.

Бедами пресытился вполне,
Утопаю в горестной трясине,
С мертвецами в  преисподним рве
Изнемог страданьем обессилен.

В волнах  Твоей ярости тону,
Презираем близкими друзьями,
Заключен в глухую бездны мглу,
Завалило вход грехов камнями.

От меня скрываешь Светлый Лик.
О прощенье день и ночь  взываю,
С помутневшим взором, весь поник,
Но в надежде руки простираю,

Отчего не отвечаешь мне?
О любви Твоей поют в могиле?
Знают ли об Истине во тьме,
Славу возвещают ли в пучине?

Душу опалил мне Божий гнев,
С юности в трудах изнемогаю,
Всеми кинут, я молюсь Тебе,
Господи, спаси, я погибаю!


ПСАЛОМ 87
Канонический русский перевод
1 Песнь. Псалом, Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита.
2 Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою: 3 да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему, 4 ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. 5 Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, 6 между мертвыми брошенный, — как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. 7 Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. 8 Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил . 9 Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти. 10 Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои. 11 Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? 12 или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? 13 разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою? 14 Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя. 15 Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня? 16 Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю. 17 Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня, 18 всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе. 19 Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно.



Толкование Псалма 87
Указание в стихе 1 (соответствующее вводной надписи), на то, что этот псалом предназначался для пения, говорит о том, что он был написан для музыкально-вокального исполнения сынами Кореевыми. Автором псалма был Еман (о нем в 1-Пар. 15:19; 16:41-42; 25:1). Современник царя Давида, он был одним из мудрецов тех дней (3-Цар. 4:31). "Езрахитом" назван здесь, очевидно, потому, что, будучи левитом, жил какое-то время среди потомков Зары из колена Иудина. Значение слова махалаф забыто, но полагают, что оно указывает на характер мелодии. Учение - слово это в надписях, предваряющих некоторые псалмы, означает "глубокое размышление" (над событиями или душевными состояниями).

Псалом 87 считается одним из самых печальных в Псалтири. В нем говорится о непрестанной молитве того, кто безысходно страдает и уже видит себя на краю могилы. Однако он продолжает обращаться к Господу - не в последнюю очередь потому, что хотел бы и впредь славить своего Создателя, а мертвым этого не дано.

А. Псалмопевец о своих неимоверных страданиях (87:2-10)

Пс. 87:2-10. Молитва страдальца непрестанна: она не прекращается ни днем, ни ночью. В первой части стиха 4 речь о душевных муках, а во второй - о приближении физической смерти. в стихе 5-7 псалмопевец сравнивает себя с мертвыми, брошенными в могилу, о которых Господь уже не вспоминает и не заботится (они отринуты… от руки Его). Однако словно тяжелую давящую плиту ощущает он на себе ярость Господню, которая как бы волнами накатывает на него (очевидно, образ страданий, сменяющих друг друга; напомним еще, что "волны", воды нередко служат в Библии символом бедствий). В стихе 9 речь может идти о какой-то тяжелой болезни, сделавшей страдающего ею отвратительным в глазах знакомых ему людей; она же связала его в движениях (я заключен, и не могу выйти). От непрестанных слез несчастный стал слабеть зрением, но не ослабела сила его молитвы (весь день… простирал к Тебе руки мои; стих 10).

Б. Размышления о посмертной участи (87:11-19)

Пс. 87:11-19. Молитва об избавлении от бедствий продолжается здесь в свете размышлений автора псалма о посмертной участи людей: заключенные во гробе, пребывая во мраке (там, где нет привычного им света дня), они словно бы позабыты Господом (свое посмертное существование они проводят в земле забвения). Милость Господа уже не простирается на них, и истина Его для них не звучит, не для них совершаются чудеса Его. Назначение человека - славить Создателя, но мертвые этой возможности лишены. Да не окажется безвременно и он, Еман, там, где не сможет славить Господа!

С мыслью об этом псалмопевец, едва забрезжит утренний свет, устремляется к Богу с молитвой (стих 14). Не отвергай души моей, не скрывай лица Твоего от меня! - молит он (стих 15). И снова сетует на то, что несчастен… с юности и изнемогает от ужасных своих обстоятельств (стих 16). Они, подобно воде (символ бедствий), окружают его, и близкие его оставили его…Псалом 87

По объяснению св. отцов (Афанасий Александрийский, Евсевий Кесарийский), этот псалом пророчествует о смерти Христа и о сошествии Его во ад (ст. 4–7). При таком толковании становится понятным надписание: о Маелефе, то есть о ликовании (духовном), как бы противоречащее скорбному содержанию псалма. По сошествии душой во ад Спаситель освободил томившихся там праведников, которые и ликовствуют совместно с ангелами10. Приняв за нас добровольную смерть – в мертвых свободь (ст. 5), Он снял проклятие (“ярость” Божию) с рода человеческого, остановил “волны”, накатившегося на него “гнева” Божия (ст. 8:17).

В этом псалме говорится и о скорби Спасителя о Своем народе, не принявшем Его (ст. 10:19), и об учениках, оставивших Его во время мучений (ст. 9:19). Весь псалом, понимаемый в мессианском смысле, – это молитва Христа к Своему Отцу.


Псалом 87

По объяснению св. отцов (Афанасий Александрийский, Евсевий Кесарийский), этот псалом пророчествует о смерти Христа и о сошествии Его во ад (ст. 4–7). При таком толковании становится понятным надписание: о Маелефе, то есть о ликовании (духовном), как бы противоречащее скорбному содержанию псалма. По сошествии душой во ад Спаситель освободил томившихся там праведников, которые и ликовствуют совместно с ангелами10. Приняв за нас добровольную смерть – в мертвых свободь (ст. 5), Он снял проклятие (“ярость” Божию) с рода человеческого, остановил “волны”, накатившегося на него “гнева” Божия (ст. 8:17).

В этом псалме говорится и о скорби Спасителя о Своем народе, не принявшем Его (ст. 10:19), и об учениках, оставивших Его во время мучений (ст. 9:19). Весь псалом, понимаемый в мессианском смысле, – это молитва Христа к Своему Отцу.