Переложение 102 Псалма

Нина Шендрик
Псалом Давида.

Благослови Творца Вселенной,
Благослови, душа  моя.
Благословен Отец Небесный,
Свой Дух вдохнувший и в тебя.

От Бога милость, состраданье,
Не забывай его даров,
Сколь велики благодеянья
Творца, Создателя миров.

Он от погибели спасает,
И все недуги исцелит,
Нам прегрешения прощает,
И юность сердца веселит.

Не слишком грозен в наказаньях,
Творит обиженным Свой суд,
Не отомстит за злодеянья,
Коль покаянье принесут.

Пути поведал Моисею,
Сынам Израиля закон,
Он до поры во гневе медлит,
Любовью души лечит Он.

Бог любит праведность  и верность,
Отец  для тех, в ком Божий страх.
К нам проявляет милосердье,
Ведь наш состав без духа – прах.

Дни жизни быстро отлетают,
Все люди - сельная трава,
Под зноем цвет их увядает,
Коса притронется едва.

Но милость Божия вовеки,
И правда на сынах сынов,
Кто правду черпает в Завете,
Кто помнит Заповедь  Его.

Престол незыблемый над небом,
Над всей землей Господь царит,
Над всем, что есть на свете белом,
Превыше Трон Его парит.

Все силы, держащие землю,
Святые ангелы Его,
Благословите, гласу внемля,
Владыку, Бога своего.

Благословите повсеместно,
Благослови душа моя,
Благословен Отец Небесный,
Свой Дух вдохнувший и в тебя.



Канонический русский перевод
Псалом Давида.
1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. 2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. 3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; 4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; 5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя. 6 Господь творит правду и суд всем обиженным. 7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои. 8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: 9 не до конца гневается, и не вовек негодует. 10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: 11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его; 12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; 13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. 14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть. 15 Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. 16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. 17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, 18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. 19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает. 20 Благословите Господа, Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; 21 благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его; 22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!



Толкование Псалма 102
Это искренний, проникновенный гимн Божией любовной заботе о человеке, трогательной снисходительности Творца к нему, тленному Своему творению. Автором псалма, как следует из надписи, был царь Давид.

А. Благослови, душа моя, Господа (102:1-5)

Пс. 102:1-5. Всем существом своим хочет славить царь Господа, не забывая многочисленных и явных благодеяний Его. К числу этих благодеяний он относит и прощение Богом многих недостойных поступков своих ("беззаконий"), и исцеление от болезней; под "недугами" во 2-ой фразе стиха 3 могут, кстати, пониматься и недуги духовные. Давид "напоминает" своей "душе", т. е. самому себе, что и от прямой угрозы погибели не раз избавлял его Господь, и неоднократно являл ему милость Свою и щедроты (стих 4).

В первой части стих 5 та, очевидно, мысль, что всякое желание человека, направленное на благо, Господь исполняет. Во второй части этого стиха подразумевается древнее поверье, бытовавшее на Востоке, что организм орла полностью обновляется каждые десять лет; псалмопевец говорит, таким образом, о том, что Господь, поддерживая в человеке бодрость тела и души, как бы хранит его в состоянии непреходящей юности (сравните со схожими мыслью и образом в Ис. 40:31).

Б. Давид о снисходительности и сострадании Господа к людям (102:6-18)

Обращаясь к явлению Бога в истории Израиля, Давид размышляет о верности Его слабым и грешным людям, с которыми Он связал Себя узами завета.

Пс. 102:6-9. Господь вступается за всех обиженных: праведный суд Его в конечном счете совершается в их пользу (стих 6). В стихе 7 Давид говорит о решающем факте израильской истории; о даровании Божиего закона Моисею. И там же - о явлении Господом чудных дел Своих перед сынами Израилевыми и для их блага. Псалмопевец напоминает (стих 8) самому себе и своим слушателям о том, что Господь - щедр… долготерпелив и многомилостив. В таких словах, обращаясь к евреям на Синае, дает им откровение о Себе Сам Бог (Исх. 34:6).

От Его же имени об этих Его свидетельствах говорил народу пророк Иоиль (Иоил. 2:13); сравните Неем. 9:17; Пс. 85:15; 144:8; Ион. 4:2. В стихе 9 та мысль, что гнев Бога - и по силе своей и по продолжительности - далеко "уступает" тому, что в действительности заслуживают люди, упорствующие в грехах своих, заблуждениях и непослушании.

Пс. 102:10-13. Здесь предыдущая мысль развивается на языке аллегорий. В стихе 12 подразумевается, в частности, то, что как далек восток от запада, так далеко "не соответствуют" наказания Божии греховности человеческих дел и поступков. Воистину, делает из этого вывод псалмопевец, Господь… милует… боящихся Его… как отец милует сынов (стих 13).

Пс. 102:14-18. Несмотря на хрупкость человека и скоропреходящность его жизни, в глазах Господа ценны хранящие завет Его и исполняющие заповеди Его. Они и потомки их ощущают на себе праведность ("правду", стих 18) Господа, находятся под защитой Его. В стихах 14-16 - образы упомянутой человеческой хрупкости, незащищенности, о которых Господь, сотворивший людей и сострадающий им, знает лучше всех. Он знает… что мы - персть, т. е. прах: из праха сотворены и в прах уходим.

Знает, что и следа не остается от человека на месте, где он когда-то жил: …и место его уже не узнает его (стихи 14,16). Противопоставляя бренность человеческого существования вечному бытию Божию, Давид обосновывает нужду людей в Боге: не друг на друга, а только на Господа следует полагаться им, ибо милость… Господня от века и до века к боящимся Его (стих 17).

В. Славословие Господу (102:19-22)

Пс. 102:19-22. Господь царствует над всем Своим (стих 19). Да благословляет оно (все дела Его; стих 22), как и все силы небесные (Ангелы и все воинства, служители его; возможно, имеются в виду различные иерархии "небесных служителей") своего Творца. Проникновенным, из сердца идущим славословием, с которого начал этот псалом, Давид и завершает его: Благослови, душа моя, Господа!



Псалом 102

Относительно этого псалма свт. Афанасий Александрийский пишет: “Народ новый из язычников сим псалмом поучается песнословить Бога, великого благодетеля. Благодеяния же сии суть изглаждение греха и слава Воскресения”6. Это псалом о новозаветной Церкви, о тех духовных дарах, которые принес Спаситель человечеству: “очищение от беззаконий” (то есть отпущение грехов в таинстве покаяния), “исцеление от недугов” (ст. 3), “избавление от истления”, то есть от власти диавола и страстей и дарование Своим чадам “милости и щедрот” (ст. 4) и исполнение их “благих желаний” (ст. 5). Спаситель, поправ Своею смертию смерть, открыл людям путь ко спасению, возможность обновления души (ст. 5) в таинстве крещения. Как пишет блаж. Феодорит, “и сие обновление во святом крещении даровал нам также Владыка и, отсекши ветхость греха, из состарившихся соделал юными (см. Ис.40:31)” 9. Тема милосердия Божия к грешному человечеству красной нитью проходит через весь псалом (ст. 4:6, 8:11, 13:17).

Св. отцы видят в этом псалме и указание на будущее воскресение мертвых и дарование человеку нового нетленного тела (ст. 3–5). В сравнении души человека с парящим орлом, который “открыто может смотреть на свет солнца”, свт. Евсевий видит указание на “будущую жизнь в ее крайнем свете”5. И далее он же пишет: “А этот орел есть Христос, Который после Своего вознесения воссел на Небеси на Престол одесную Отца, и Царство Его всеми обладает” (ст. 19). Мессианская тема псалма вводит нас в Новый Завет. Посему этот псалом поется в праздничные дни на Литургии (входит в состав изобразительных антифонов).