Письмо Президенту 2023 март Часть 1

Кравченко Павел Павлович
Президенту Российской Федерации
В. В. Путину

Копия:
Директору ФСБ
Российской Федераци
А. В. Бортникову

 
                Уважаемый Владимир Владимирович!

В ходе съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) вы отметили что дадите поручение правительству проработать вопрос о смягчении ограничений для компаний из недружественных стран по выводу дивидендов из России.
В дальнейшем были даны комментарии высокопоставленных чиновников, в которых отмечалось, что российские власти прорабатывают возможность снятия ограничений на вывод капитала для новых инвестиций. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ А.Р. Белоусова, предложение поддержано и Минфином, и Банком России, и состоит в том, чтобы для инвестиций, которые зашли в Россию уже после февраля 2022 года, существенно ослабить действующие ограничения. Так же отмечалось, что Россия нуждается в инвестиции, и послабления в рамках вывода средств из страны будет способствовать ее инвестиционной привлекательности.
Подобные инициативы вызывают серьезную обеспокоенность в некоторых аспектах, один из которых, возможность восстановления одного из факторов дестабилизирующего воздействия на экономику России.
Подробно об основных факторах, дестабилизирующего воздействия на экономику России (внешний долг; несбалансированная структура платежного баланса; бесконтрольная утечка капитала и не контролируемые потоки иностранных портфельных инвестиций), не устранив которые невозможно было добиться устойчивого экономического роста в стране в Приложение 1.
К глубочайшему сожалению, события второй половины 2008 г., 2014 г., 2020 г. и вплоть до начала проведения СВО (февраль 2022 г.) отчетливо показали, что знания властей, ответственных за экономику и финансы, оставляют желать лучшего. То, что должны были сделать чиновники в рамках устранения макроэкономических факторов, негативно влияющих на создание условий для устойчивого и долгосрочного экономического роста, сделали недружественные страны, введя против России более 1000 различных санкций. Полностью заблокированы внешние инвестиционные потоки, которые являлись, в большей степени, спекулятивным капиталом, и были абсолютно лишними для отечественной экономики. Финансовая система России перестала быть зависимой от западной финансовой системы. Роль национальной валюты возросла. Открылись возможности для существенного увеличения производства товаров и услуг внутри России (ушли конкуренты, ограничили импортные поставки товаров и услуг). Происходит вынужденное погашение и пере кредитование внешнего долга, номинированного в СКВ отечественной валютой (в том числе, происходит изменения в его номинации (перевод в рублевую составляющую (к 1.07.2022 года ВД в СКВ снизился до 65% (лучший показатель за всю историю новейшей России))). ВД на 1.01.2023 г. составил 381,8 млрд долл. снизившись с начала года на 100,4 миллиарда долларов, или на 20,8%.
Введенные ограничения на движения капитала позволяют российской экономике снять вопрос о риске существенного оттока иностранного капитала. СКВ перестает быть средством сбережения для граждан и т.д.
Таким образом, устранения большинства факторов, негативно влияющих на позитивное развитие российской экономики, создали условия для долгосрочного и устойчивого развития России (впервые за 25 лет).
Возвращаясь к существенной озабоченности относительно возможности снятия ограничений на вывод капитала для новых внешних инвестиций. Отмечу, что 13 лет информировал чиновников разного уровня о негативных факторах, влияющих на долгосрочный и устойчивый экономический рост, предлагал решения (которые в конечном итоге реализовали недружественные страны). Особо обращал внимание на фактор, на который ни один из экономистов и экспертов по функционированию отечественной экономики не обращал внимания, несмотря на то, что он является одним из важнейших и фундаментальных негативных моментов, который не позволяет осуществлять эффективную денежно-кредитную политику, – существующая финансовая модель привлечения внешних инвестиций в российскую экономику, при которой валютные риски иностранного инвестора перенесены на российского заемщика. Имеются в виду, в основном, портфельные и прочие инвестиции, которые в период, когда платежный баланс страны имеет положительное сальдо счета текущих операций, являются, в большей степени, «лишними» и их стимулирование закладывает существенные риски для развития экономики, имеющей явную сырьевую направленность. Что это значит? Главным образом — невозможность проведения ЦБ самостоятельной (независимой от внешних кредиторов) денежно-кредитной политики.
В комментариях чиновников, относительно вашего поручения просматриваются возможные решения, которые могут частично восстановить существенный негативный фактор развития отечественной экономики (открытия движения (в обе стороны) внешних инвестиций), который в свою очередь, откроет путь к восстановлению еще одного дестабилизирующего фактора, — внешнего долга (существенный рост).
Другой важный аспект по возможному существенному снятию ограничений по выводу части прибыли из российской юрисдикции компаний стран с недружественной политикой по отношению к России, заключается в том, что исходя из текущей ситуации, не совсем правильно позволять юрисдикциям, которые способствуют в том числе и гибели российских военнослужащих участвующих в СВО (прямая поставка вооружений Украине и иные действия по ослаблению экономического и военного потенциала России) использовать на эти цели часть полученной прибыли на территории России. Прямо, либо косвенно, вывезенные средства из России в вышеуказанные юрисдикции, способствуют действиям, которые наносят ущерб России (в широком плане). Использование прибыли полученной на территории России, должно быть строго в рамках развития отечественной экономики. Вариант возможного паритетного обмена ставит множество этических вопросов.
Так же необходимо обратить внимание на тот факт, что подобные решения создают лазейки для отклонения от процессов по деофшоризации отечественной экономики. Очевидно, что в том числе и полученная прибыль (в том числе и выведенная из российской юрисдикции) некоторыми структурами после начала СВО, желает «прийти» в Россию в виде иностранного капитала, с возможностью обратного движения.
Дополнительно отмечу, что российская экономика не нуждается во внешних инвестициях (портфельных и прочих) за исключением прямых инвестиций с существенной оговоркой. Прямых инвестициях от стран с дружественной политикой по отношению к России. Я не разделяю позицию некоторых чиновников и бизнесменов относительно того, что могут быть дружественные компании (в долгосрочном плане) из стран, осуществляющих недружественную политику по отношению к России. Даже если со стороны компаний будет искреннее желание (в том числе не согласие, с политикой власти по отношению к России), то на определенном этапе будут введены дополнительные законодательные инициативы, запрещающие любое экономическое сотрудничество с нашей страной.
Очень важный момент состоит в том, что под прикрытием по ослаблению по выводу дивидендов нерезидентов осуществляющие прямы инвестиции и имеющие на данном этапе развития российской экономики существенное значение для России (я верю, что речь идет строго по компаниям данного уровня), принятые решения, плавно перейдут на компании, чей доход в том числе, состоит из дивидендов, выплаченных российскими компаниями (спекулятивный капитал).
Отмечены только некоторые важные аспекты по данному вопросу, которые четко указывают, что необходимо быть достаточно аккуратными (в широком плане) и дальновидными при принятии решений в данной области, особенно учитывая тот факт, что значительная часть чиновников ответственных за экономическое развитие России в правильном направление, ранее не сделали всего необходимого.
В заключении отмечу, что устранения большинства факторов, негативно влияющих на позитивное развитие российской экономики, создали условия для долгосрочного и устойчивого развития России (на десятки лет).
Коренным образом изменилась позиция ЦБ России относительно уровня учетной ставки в текущих макроэкономических условиях. Она стала более конструктивной (но ряд существенных вопрос все же остается (категорически не согласен с уровнем доходности по ОФЗ (искусственная величина), которая в текущих условиях должна быть на 2-3% пункта ниже)).
До недавнего времени, в России присутствовал только ряд необходимых факторов и предпосылок для экономического роста, к тому же, уже имеющиеся факторы используются во многом неэффективно, в связи с чем экономика развивается темпами, не соответствующими потенциалу РФ. В текущий период времени, в российской экономике сформировались все факторы, способствующие созданию условий для ее долгосрочного роста. Также нельзя не обратить внимание на  тот факт, что некоторые отрицательные моменты (износ промышленного оборудования; низкие показатели различных товарных групп на душу населения – кв. метров жилой площади, количества автомобилей, телевизоров, наличие большого объема ветхого жилья, освоения и восстановление вернувшихся домой территорий Украины и т. д.) при умелой организации являются и положительными моментами (огромный отложенный спрос как на инвестиционные продукты, так и на потребительские позиции).
Учитывая внешние вызовы и угрозы политической и экономической безопасности России, наша страна стоит перед необходимостью создания новой модели роста экономики — не на базе роста спроса, подогретого вливаниями «нефтяных» ресурсов, а на основе роста государственных и частных инвестиций, подкрепленного стабильной финансовой системой с низкой инфляцией и низкой ставкой кредитования, наряду с иными институциональными преобразованиями. Только в случае грамотного правительственного курса на создание условий для массовых внутренних инвестиций во все отрасли, можно будет серьезно надеяться на развертывание масштабного процесса модернизации экономики.
Высокие показатели экономического роста, увеличение ВВП, а также рост благосостояния граждан России достижимы посредством воздействия на расширение производства и предложения товаров и услуг через активизацию, и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности), а также посредством существенного увеличения инвестиций.
В ходе реализации экономической политики России, в обязательном порядке, необходимо принятие закона об Экономической, финансовой, промышленной и продовольственной безопасности России. Установить конкретные параметры производства по каждой отрасли, с учетом максимальной автономности. Довести уровень отечественного производства до: Сельское хозяйство (основные позиции) – 90-95%; Промышленное производство – до 75%; производство потребительских товаров – до 75% и т.д.
Новая модель пенсионной системы (проект имеется) может создать мощный управляемый, со стороны государства, механизм по трансформации сбережений граждан в инвестиции, дающий широкие возможности решать существующие экономические и социальные проблемы в долгосрочном плане.
Ликвидация МФО (микро кредитные организации), как пережитка прошлого, института, не соответствующего христианской и исламской традиции (до 90% граждан в России религиозные люди (до 70% граждан исповедуют, в той или иной степени, православие и до 15 % граждан исповедуют ислам)). Соответствующую услугу, как жизненно необходимую для широких слоев населения, оказывать через организацию, остающуюся под полным контролем государства и имеющую широкую розничную сеть. С учетом неординарной ситуации в стране, связанной с распространением «короновируса» и экономического давления Запада, для облегчения долгового бремени российских граждан, все ранее взятые микрокредиты физических лиц перевести в, выше предложенный, финансовый институт (погасив задолженность перед существующими организациями) и значительно снизить процентную ставку. Для обслуживания юридических лиц следует привлечь иные финансовые институты.
Необходим полный запрет на привлечения инвестиций в экономику в иной валюте кроме рубля. Полностью провести пере кредитование внешнего долга, номинированного в СКВ в задолженность, номинированную в национальной валюте.
Назрела необходимость введения прогрессивной шкалы НДФЛ. Ставка налога. Доход в год: до 1 млн руб.  – 10%; от 1 млн руб. до 10 млн руб. в год – 0,1 млн руб. + 20% свыше 1 млн руб.; От 10 млн руб. и выше – 30%.
С учетом негативных тенденций на российском финансовом рынке, (включая фондовый) необходимо снизить налог на дивиденды (считается двойное налогообложение) до 5%.
Снижение налога на прибыль компаний до 15% стимулировало бы приток частных российских инвестиций.
Снижения НДС до 10% на социально значимые товары и услуги способствовало бы снижению уровня инфляции и поддержало бы платежеспособный спрос со стороны населения.
Существенное субсидирование стоимости проезда по территории России и оплату курортного сбора за счет средств Федерального бюджета способствовало бы развитию внутреннего туризма. Взымать денежные средства с граждан в данной части, является не логичным и полностью абсурдным процессом.
Для разработки и, в дальнейшем, реализации, и координации общей стратегии развития страны на ближайшие 50 лет, целесообразно изменить статус Экономического Совета при Президенте России с консультационного на исполнительный орган власти. Поручить ему разработку общей стратегии развития экономики и в дальнейшем, осуществлять им полную координацию действий всех органов исполнительной власти (федеральной), ответственных за реализацию экономического развития России.
В заключение отмечу, что основной недостаток курса экономических реформ в России, какой бы сферы ни касались реформации, будь то денежное обращение, кредитование, финансирование, бухгалтерский учет, налогообложение, образование и т. д., — заключался, в большей степени, в копировании концепций и моделей западной «монетаристской» стратегии и тактики экономического регулирования. При этом, абсолютно не принимаются в расчет особенности российских реалий в экономике, политике, менталитете граждан и др.
Финансово-экономические кризисы в современной России имеют ярко выраженный цикличный характер. Если не устранить навсегда основополагающие, искусственно встроенные, элементы в финансовую модель отечественной экономики и кардинально не изменить экономический курс, кризисы будут возникать постоянно.
Важно отметить, что поступающие вызовы и угрозы (политические, военные, экономические) невозможно решить в рамках той модели и правил (политических и экономических), которые были установлены субъектами поступающих угроз в адрес России. Очевидно, что решать вопрос экономической безопасности России, при существенных ограничениях со стороны стран Запада, оставаясь в рамках рыночной экономики, невозможно. Нужна иная модель экономического развития, опирающаяся, в большей степени, на внутренние возможности.
Кардинальная смена экономической парадигмы не может происходить без изменения идеологической составляющей (формы правления). Несмотря на то, что в течение последних двадцати пяти лет преобладала в политике ярко выраженная демократическая составляющая, во главу угла которой поставлена либеральная экономика, необходимо отчетливо осознавать факт, с одной стороны - историю России, с ее традициями и особенностями, с правом защиты национальных интересов (политических и экономических), и с другой стороны - эволюционному развитию, при котором создаются условия и предпосылки, способствующие развитию ситуации, именно в ключе возврата России на исторический (многовековой) путь развития и исполнению Россией своей исторической миссии – сохранения в долгосрочном плане – на протяжении тысяч лет – православной веры в принципе, защиты всех тех граждан, которые исповедуют православную веру, и прямой защиты территорий (в широком плане, в том числе отдельных государств), на которых проживают люди, значительная часть которых исповедуют православную веру.
Из этого следует, что в течение ближайшего времени стоит ожидать общей постановки вопроса российского общества о дальнейшем пути развития России. Решение данного вопроса необходимо осуществлять в рамках существующего правового поля, а именно: через созыв Конституционного Собрания, который в праве решать подобные вопросы. Таким образом, Россия сможет получить легитимный ответ на ключевой вопрос последнего столетия: «По какому пути необходимо развиваться российской цивилизации»? Республика или монархия.

Приложение 1
Устранения факторов, негативно влияющих на позитивное развитие российской экономики, как путь создания условий для долгосрочного и устойчивого развития России

С надеждой
советник ректората НОЧУ ВО Московский Экономический Институт, литератор, к. э. н., П. П. Кравченко