Бессмертный подвиг бессмертного Мальчиша

Игорь Дадашев
Посмотрел в воскресенье 26 марта премьерный спектакль Магаданского областного театра кукол «Рассказ о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Когда люди говорят, что лучше один раз увидеть что-то, чем сто раз услышать о нем, наверное, они правы. Но мои субъективные заметки об этом спектакле ориентированы на то, чтобы побудить всех, кто еще не видел эту постановку по мотивам любимого у многих поколений советских и уже российских ребятишек детского писателя Аркадия Гайдара, обязательно посетить наш театр кукол. Особенно в дни школьных каникул.
Премьера спектакля о Мальчише-Кибальчише прошла 25 и 26 марта. Автор музыки и стихов, а также режиссер-постановщик – Дмитрий Мартынов. Художник-постановщик Ирина Бархоткина. Возрастное ограничение 0+. В этом спектакле использованы куклы разного вида, и традиционные тростевые, и плоскостные, и теневой театр. А также видео кадры русских полей, лесов. И на фоне всего этого великолепия родной природы на экране проецируются теневые фигуры живых актеров, взрослых и детей. Есть в этом спектакле и живой артист, точнее, артистка – экскурсовод в музее боевой славы. Признаюсь, что, когда прочитал в анонсе на спектакль на сайте Магаданского театра кукол, что «мчатся гонцы звать на помощь далекую Русскую армию», меня немного смутила такая вольная трактовка канонического текста известной всем представителям среднего и старшего возраста сказки советского классика – Аркадия Гайдара.
Почему армия Русская, а не Красная? В памяти невольно всколыхнулись аллюзии с булгаковскими произведениями: романом «Белая гвардия» и пьесой «Дни Турбиных», а также с «Хождением по мукам» Алексея Толстого, с шолоховским «Тихим Доном» и другими произведениями о гражданской войне. Ведь в период с 1918 по 1921 г.г. Русской армией именовались Добровольческие соединения белых. Армии Деникина, Юденича, Колчака, Врангеля, а также германского агента и впоследствии гитлеровского пособника – генерала Краснова. Ирония судьбы, или неожиданная тавтология? Казачий генерал и фашистский прихвостень Краснов воевал против Красной армии сначала в белой, Русской добровольческой армии, а потом в составе гитлеровского вермахта…
Но придя на спектакль в Магаданский театр кукол, окунувшись с первых минут в это волшебное, удивительное действо, интересное не только детям, но и взрослым, я понял, почему армия, которой на помощь пришел в тревожный час Мальчиш-Кибальчиш, названа именно Русской, а не Красной. Все полотно этой эпической сказки – это непрерывная цепь событий отечественной истории. От героев времен, лихих красных конников Буденного, через гвардейскую пехоту Великой Отечественной и до мобилизованных и добровольцев нынешней Специальной военной операции, чьим символом, до дрожи пугающим как наших заклятых «партнеров» на Западе, так и внутренних либералов, стала грозная литера Z на шевронах солдат и на броне танков, БМП и другой военной техники.
Именно поэтому весьма органично переплелись в музыкальной партитуре и авторские песни режиссера-постановщика Дмитрия Мартынова, и марш Лейб-гвардейского Преображенского полка, под чью мелодию маршировали бравые чудо-богатыри Кутузова, помнившие еще своего непобедимого отца – Генералиссимуса Суворова, и советские песни времен Великой Отечественной. Интересно, что, по словам директора Магаданского театра кукол Дмитрия Шаповалова, авторские песни Дмитрия Мартынова уже в первые дни после премьеры зажили собственной жизнью, пошли, что называется, в народ. Как отметил Дмитрий Шаповалов, он послал одну из этих песен своему знакомому, который занимается волонтерской деятельностью на Донбассе, не вылезает из командировок в ДНР и ЛНР. И тот, прослушав эту песню, в ответе написал, что вырос на ней, она хорошо знакома ему с советского детства. А ведь это произведение было создано буквально недавно. Настолько оно похоже на те самые песни, что наше поколение слушало в детстве. И самое интересное, что Дмитрий Мартынов не использовал никакие стилизации под чье-нибудь известное произведение, не обработал ничего, а сочинил именно свою песню, которую уже оценили люди, как глубоко родное, знакомое с детства. Вот именно так рождаются песни, авторство которых впоследствии теряется, а сами они, незаурядные произведения, широко распространяются в обществе.
Что можно добавить к впечатлениям от спектакля? Безусловное восхищение мастерством и профессионализмом самих артистов, участвующих в этой постановке. Экскурсовод – Татьяна Скорик, она не только живо и занимательно рассказала кукольному мальчику Алеше о героях былых времен, но и активно взаимодействовала с залом. И дети, преимущественно дошкольного и младшего школьного возраста охотно откликались на ее призыв. Спрашивала ли она о качествах настоящего героя, и дети из зала перечисляли их, либо же вбегала в зал в военной форме гонца, чтобы позвать на помощь отцам и братьям нынешних мальчишей – будущих защитников России.
Отца Мальчиша и первого буржуина работают Дмитрий Шаповалов и Владимир Диль, брата Мальчиша и второго буржуина – Дмитрий Мартынов, мальчиша-Плохиша – Елизавета Савельева и Ирина Шаповалова, бесподобен главный буржуин в исполнении Руслана Пырига, и мальчика Алешку играет Евгения Третьякова. Это все, кто действуют за ширмой. Прекрасные декорации Ирины Бархоткиной, безупречная работа звукорежиссера Константина Бархоткина и художника по свету Ростислава Любченко.
Из других впечатлений от этой постановки – это слезы молодых матерей, которые кто-то украдкой, а кто-то и не стесняясь утирал, ну и их маленькие, но уже настоящие будущие защитники своих мам и Родины-матери спрашивали: «А Мальчиш остался живым?». Нет, увы! В конце спектакля экскурсовод в исполнении Татьяны Скорик объяснила детям, что он погиб, но отдал свою жизнь, как истинный Герой! Вообще в этом спектакле переплелись темы не только преемственности Вечной России, но и ее духовные ценности, христианская, православная парадигма нашего народа глубокие внутренние устои русских людей. Глядя на противостояние двух Мальчишей, героя Кибальчиша и его антипода – Плохиша, мне на ум пришли аллюзии с Каином и Авелем, с предательством Христа Иудой…
Действительно, от домонгольской Древней Руси, чьи южные и западные области сейчас мы освобождаем из-под власти нацистов и Запада, до Золотой Орды, чьей законной наследницей, равно как и Царьграда – Восточной Римской империи (Византии) стала Москва – Русское царство Ивана Четвертого, и от Российской империи Романовых до ленинско-сталинского Союза Советских Социалистических Республик, чьей преемницей является Российская Федерация, наше Отечество было и остается единым государственно-экономическим образованием, великой державой. И после самой страшной трагедии ХХ века – разрушения СССР тридцать с лишним лет назад, мы вот уже два десятилетия из них тяжело и с большим трудом возрождаем свой суверенитет, крепим оборону и мощь армии с ее ракетно-ядерным щитом.
Лично меня эта постановка пронзила до самых глубин души и сердце отозвалось неожиданным катарсисом, когда ледяные, спокойные слезы очищения изливались рефлекторно из глаз. Это не были жгучие рыдания боли или страдания, от которых горит лицо и нестерпимо мучает осознание своей слабости, неправоты, грехов и раскаяния. Нет, катарсис помогает лучше осознать всю цельность драматургического материала, режиссерского замысла и блестящее исполнение актеров вместе со слаженной работой всех служб и цехов театрального коллектива. Стараясь скрыть слезы, сразу после окончания спектакля я отправился за кулисы хорошо знакомого мне Магаданского театра кукол, чтобы поблагодарить и обнять всех участников и творцов этой замечательной патриотической постановки, которых я хорошо и давно знаю, ведь этот спектакль столь нужен в наше время. И как точно сказано в анонсе спектакля «Рассказ о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»: это «военная история для детей о несгибаемом характере, смелости, мужестве, любви к Родине и готовности постоять за нее. Самое главное, что сделать это можно в любом возрасте: даже дети совершают подвиги». 
А еще один из важных уроков, что лично я вынес после просмотра этой постановки, дети, которые посмотрели и еще будут смотреть историю бессмертного подвига Мальчиша-Кибальчиша, никогда не станут штурмовать Верхний Ларс, не пополнят собой ряды самокатных войск, позорно бежавших из наших обеих столиц в сентябре-октябре 2022 года в Грузию, Казахстан, Израиль и прочие страны. Эти дети, получившие столь своевременную прививку от трусости и предательства, никогда не вырастут «пацифистами», псевдобрутальными хипстерами с холеными бородами, как у лесорубов, но нежными, робкими душами, как у девочек, упрятанными в заячьих, сверкающих пятках. И я вновь и вновь повторяю про себя, Господи, спасибо за то, что вырос, пусть и в атеистическом СССР, но получил правильное воспитание, ведь у нас была своя вера и ценности.
И вот почему рефреном в песне Дмитрия Мартынова повторяется мысль о том, что «с Богом мы победим буржуинов». А дети, которые выходят из зала Магаданского театра кукол, теперь понимают, против чего и кого сражается сейчас Русская армия. На этот вопрос они дают четкий ответ: «Против буржуинов, против фашистов». И не случайно символом сегодняшнего врага – главного буржуина на его троне является $ - знак доллара, в котором каждому христианину символически виден образ древнего змия, оплетшего своим гибким телом древо познания добра и зла. Наше дело правое, победа вновь, как всегда это было у исторической России, не столь важно, царская ли она, имперская, советская или современная, непременно будет за нами!

Игорь Дадашев,
руководитель литературно-драматургической частью МГМДТ 
 
Фотограф - Елизавета Жарова