Переложение 142 Псалма царя Давида

Нина Шендрик
Псалом Давида, [когда он преследуем был сыном своим Авессаломом.]

Боже, услыши молитву мою,
Не осуди меня строго,
Лишь уповаю на милость Твою.
Праведен кто перед Богом?

Снова преследуют душу враги,
Втоптана жизнь моя в землю.
И вспоминая прошедшие дни,
Божию Волю приемлю.

О, Всемогущий, ответь на мольбу,
Руки к Тебе простираю,
Жду, обратишься ко мне поутру,
Воплю страдальца внимая.

Слезно молю, чтоб в живых сохранил,
Не осудил на мученья.
Волю Твою исполнять научил,
Дух мой исполнен смиренья.

Видишь, остался один на краю,
Вражьи полки наступают.
Даруй мне милость благую Твою,
Лишь на Тебя уповаю,

Божья Десница врагов порази,
Имени ради Святого,
Духом своим укажи мне пути,
Правды прямую дорогу.




Канонический русский перевод
Псалом Давида, [когда он преследуем был сыном своим Авессаломом.]
1 Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей 2 и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих. 3 Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, — 4 и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое. 5 Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих. 6 Простираю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля. 7 Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу. 8 Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. 9 Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю. 10 Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды. 11 Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою. 12 И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.



Толкование Псалма 142
Чувствуется известная преемственность между этим псалмом и предыдущим (сравните Пс. 142:4,7 с Пс. 141:3). Перед нами снова молитва об избавлении и руководстве Господнем. Псалмопевец признает, что нет среди людей по-настоящему праведных. Надежду и утешение он черпает в мыслях о милостях Господних, которые многократно были явлены еврейскому народу.

Пс. 142:1-4. Описуя безысходность своей ситуации (стих 3), Давид молит Господа услышать его, потому что Он, Господь, верен и праведен (именно понятиям "верности" и "праведности", как это передано в англ. Библии, соответствуют "истина" и "правда" в русском тексте); стих 1. Вероятно, в нынешних страданиях Давид видел и наказание за свои согрешения: признавая всю ущербность человеческой праведности, по сравнению с праведностью Господа (ни один из живущих… не оправдается пред Тобой), Давид просит не судить его, раба Божия, слишком строго (стих 2).

Пс. 142:5-6. В размышлениях о чудных делах Божиих, которые в дни древние совершались для евреев, псалмопевец черпает надежду и утешение. И с еще большей горячностью простирает руки к Господу, Которого жаждет душа его, как земля - дождя.

Пс. 142:7-12. В контексте стихов 7 и 8 слова Скоро (стих 7) и рано (стих 8) являются синонимами. Псалмопевец молит Господа о скорой помощи, чтобы ему не пасть духом окончательно ("не уподобиться нисходящим в могилу").

Смысл стих 10, очевидно, в просьбе о постоянном водительстве благим Духом Божиим, чтобы ведомому (Давиду) во всем исполнять волю Господа и достойно жить в той земле, которую Господь отвел для праведных Своих. Ради праведности (правды) Божией, ради того, чтобы он мог восхвалять имя Его, просит Давид "вывести из напасти" душу его, вернуть ему силы жить (оживи меня); стих 11.


Псалом 142

По толкованию свт. Афанасия Александрийского, этот псалом открывается молитвой пророка, который “от лица всего человечества, гонимого и притесняемого преобладающим сатаной, умоляет Бога Отца освободить его пришествием Единородного”6. Пророк напоминает древние обетование о Мессии (ст. 5), “молится, чтобы наступило утреннее Воскресение Христово, Которым мы помилованы” (ст. 8). Утро – время Воскресения Спасителя, указавшего нам путь, по которому должен идти каждый христианин (ст. 8). Этот “путь”, по словам свт. Афанасия, – Евангельское учение, но этим словом также именуется и Сам Христос (Ин.14:6).

В псалме прикровенно показаны гонения на Христа, Его страсти, крестная смерть, положение во гроб (ст. 3). “Смятение сердца” (ст. 4), по словам свт.Иоанна Златоуста, “означает крайне великую скорбь”, о которой говорит сам Спаситель (Ин.12:27, Мк.14:33-34), а ст. 7 – исчезе дух. Мой, не отврати Лица Твоего от Мене – св. отцы толкуют как “глас Христов к Богу Отцу во время страсти”15 (ср. Пс.21:2-3).

Псалом обрамляется темой правды и истины Божией (ст. 1:11). Помимо своего прямого значения, это – имена Сына Божия; а милость Божия, в мессианском понимании, – это “пречистые страсти Христовы”15. В 142;м псалме содержится и учение о Святом Духе. Свт. Василий Великий, объясняя 10 стих псалма, подчеркивает, что благодать Духа Святого – “не приобретенная, а находящаяся в самой природе Его”5. А “земля правая” (ст. 10), в которую входит праведник по благодати Духа Святого, есть Царствие Небесное15. Таким образом, этот псалом в прикровенной форме говорит о Святой Троице.