Новая версия ЧУДА

Виталий Коломыц 9
Чудо света 20-го века
Скульптура В.И.Мухиной «Рабочий и Колхозница»
Вступление перед повествованием, в котором автор, Виталий Коломыц,  имеющий сметь с самого детства своё суждение иметь и гласить его смело (нагло) без оглядки на бытующие правила и авторитеты, руководствуясь лишь собственным разумом и чувством, в большей степени, рассказывает об истории создания этого монумента, его задумщиках, как «идеала   и символа советской эпохи».
Для удовлетворения требуемой полноты жанра автор восходит к началу начал- БИБЛИИ-книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета., издание Московской патриархии Москва 1968,
Первая книга Моисея, БЫТИЕ.
Итак, для начала справка.
Для участия в международной выставке в Париже, которая должна была проходить в 1937г. под девизом «искусство и техника в современной жизни»  с 25мая по 25 ноября, Советский Союз представил монументальную скульптуру из 2-х персонажей, Мужчину и Женщину. Автор композиции, выигравший конкурс в 1936г. Борис Михайлович Иофан, он же автор «дома на набережной»   По конкурсу женщина-скульптор,
Вера Игнатьевна Мухина (1889—1953) выполнила условия, поставленные конкурсной комиссией,  сначала фигуры были без одежды,  внеся  личные дополнения, в частности, развивающийся шарф в руках женщины, как символ праздничной демонстрации советских людей.
Первоначально скульптура была составлена из 2-х равноценных лиц- мужчины и женщины, держащих орудия труда: молот и серп.
Кстати, моделями для них  В.И.Мухина  выбрала себя и своего мужа
А.А.Замкова, с которым она познакомилась ранее,  работая  в госпитале во время 1-й мировой войны , вышла замуж.  он  стал затем видным  ученым .
 В искусстве, в поэзии.   в живописи и скульптуре,  часто это отмечаем, когда художник по своим, порой не оглашаемым, соображениям, свой портрет  дает.
Конструкция Монумента.
Состоит из  5 тысяч хромоникелевых пластин на металлическом каркасе с дополнительным креплением внутри. Точечная сварка. Высота 25 метров,  высота павильона 33м. В Париж доставлена в разобранном  виде из 65 частей и собрана здесь заново.
  Монумент на павильоне СССР был поставлен в центре рядом- напротив павильона фашистской Германии с орлом, грозящим всех покорить или уничтожить как неполноценных «недочеловеков».
Но уже тогда,  на выставке Бог всем показал, Что Германия не победит СССР, будет повержена, и над Берлином разовьется Наше знамя, Знамя  Нашей Победы!  Так закончилась навязанная нам  битва миров,  разных  идеологий.
   Теперь к первоисточнику.
 « И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле.. и стало так. И произвела земля зелень, траву, и дерево плодовитое..и увидел Бог,  что это хорошо. И был вечер , и было утро, день третий. »
«И сказал Бог: сотворим человека по подобию нашему и да владычествуют  они над всею землею. И сотворил Бог по образу Божию его; мужчину и женщину сотворил их. И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и владычествуйте.   И увидел Бог, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер . и было утро, день шестой. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмой от всех дел и освятил его…И взял Господь Бог человека (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить. И заповедал Господь Бог человеку, от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь. Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку. И сказал человек: вот это плоть от плоти моей, она будет называться женою. Ибо взята от мужа своего. И потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей , и будет одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились… Змей был хитрее всех зверей….И сказал змей жене: нет .не умрете . но знает Бог ,что в день, в который вы вкусите их,(плоды от дерева добра и зла) откроются глаза ваши. Вы будете , как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделено, потому что дает знание; и взяла плод и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.  Бог Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей, и к мужу твоему влечение твое. И он будет господствовать над тобой.  Адаму  же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал тебе: не ешь  от него, проклята земля за тебя, со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей, в поте лица будешь есть хлеб, доколь не возвратишься в землю. Из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева, (Жизнь)  ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одеяла кожаные и одел их. И выслал его , Адама,  Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского  Херувима и пламенный меч обращающийся , чтобы охранять путь к дереву жизни.
Обратимся теперь к монументу «Рабочий и Колхозница».
По факту обе фигуры стояли рядом и держали в руках орудия труда, но по мере более вдумчивого осознания значения каждой фигуры, Рабочий с молотом занял второстепенную роль, он становится «левшой», а Колхозница с серпом по существу занимает центр, что полностью совпадает с Библейским пророчествам:  человек-муж прилепится к жене и будет она распоряжаться всем. Что это так, находим у А.С.Пушкина , «Евгений Онегин», Глава вторая , Гораций: О rus  (деревня).  Строфа ХХХII: «Привычка усладила горе, она меж делом и досугом открыла тайну, как супругом самодержавно управлять. И всё тогда пошло на стать. Она езжала по работам, солила на зиму грибы., вела расходы, брила лбы, ходила в баню по субботам, служанок била осердясь-всё это мужа не спросясь».   . Так с русской женой было всегда и будет всегда:  вся тягость  жизни: забота о семье, домашняя работа, воспитание детей и часто нерадивого, а то и не в меру  пьющего,  или гулящего мужа.
Монумент на выставке в Париже , освещаемый восходящим солнцем, производил на зрителей неизгладимое впечатление, как «величайшее произведение  скульптуры  ХХ века», а Пабло Пикассо
сказал: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба».
Возвращенный в Москву Монумент установили в 1939году у входа на Выставку достижений народного хозяйства, но не удачно по освещению, как было в Париже. После реставрации в 2003-2009г.г. скульптура возвращена на прежне место в Москве, по внешнему виду и высоте приближенному к Парижскому павильону в 1937г.
Биография скульптора В.И.Мухиной,  её награды и звания.
Мухина В.И. родилась 19июня (1июля) 1889г. в Риге в семье Игната Кузьмича Мухина, родители относились к купеческому сословию.  Поселились в Риге после Отечественной войны 1812г. Игнат приехал в Ригу в 1850г. продолжил дело своего отца, был щедр на благотворительные дела, выделил 35тыс. рублей, и следил за их использованием. 
Мать Мухина (в девичестве Моде) Надежда Вильгельмовна., рано умерла.  Очень беспокоясь  за здоровье девочки, её отправили в Крым, в Феодосию. С этого момента Вера находится у родственников или близких людей. 
Вера однажды каталась на санках и получила увечье: сучок дерева отрубил ей нос. В смоленской больнице нос пришили, но восстановить прежний вид девочки не смогли, как и в последствии французские специалисты по пластической хирургии. Лицо девочки стало другим, по мужски большим, грубоватым и очень волевым.
С самого раннего детства и всю жизнь Вера Игнатьевна  отлично училась, и в гимназии, и когда брала уроки по искусству во Франции и Италии. И когда занималась у лучших педагогов России и Советского Союза.  И весь этот багаж она посвятила созданию шедевров  скульптуры. Они есть во всех уголках нашей родины, есть музеи, ей посвященные. Из пяти Сталинских премий ею полученных,  две первого класса: скульптура «рабочий и колхозница» и памятник Максиму Горькому  у Белорусского вокзала в Москве  . последняя работа- скульптура на крыше планетария в Волгограде  «Мир».
 Свой творческий путь В.И.Мухина начала, участвуя в работах по монументальной пропаганде дела партии и народа. Её путь- это каждодневная тяжелая физическая работа, поиск нестандартных решений, обязательное воплощение их в скульптуре.
Звания и награды В.И.Мухиной.
1. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942)
2. Народный художник СССР (1943)
3  Пять Сталинских премий, из которых две 1-й степени
    4.Орден Трудового красного знамени (10.05.1938)
    5.Орден Знак почета (1945)
:   6. Медаль За доблестный труд в великой отечественной войне
     7. Действительный член Академи художеств СССР
     8. Медаль в память 800 летия Москвы.
Вера Игнатиевна Мухина скончалась 6 октября 1953 года. Сказалось огромная предшествующая работа. Сердце её не выдержало. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Участок 2, ряд 28.
Заключение.
В настоящем длительном повествовании, конечно, отметить всю многогранность  личности Веры Игнатьевны Мухиной  не удалось.
Но уверен, что не только ею созданная «Рабочий и Колхозница», скульптура, всемирно известная , прославленная в плакатах, на почтовых  марках, Мосфильм принял Эту скульптуру как свою эмблему.  Но она сама, Вера Игнатьевна Мухина,   является Чудом света 20 века, который подарен нашей страной всему Миру!

21.03.2023г. г.Зеленоград, Виталий Коломыц