Псалом 11 Давида
Спаси Господь, правдивых не осталось,
И верные найдутся ль меж друзей?
Лгуны, льстецы ловушки расставляют,
Прогнив от двоедушья до костей.
Лжец, он богатых, важными считает -
Всех завоюет, купит и продаст.
Всевышний на преступников взирает,
Обрубит гордым скользкие уста.
Господь – заступник нищих и убогих,
Сказал Господь – Гонимого спасу,
Он – покровитель сирых, одиноких.
Господь по Правде совершает суд.
Им до конца времен дано нам Слово,
Что многократно чище серебра,
Ни капли праха, ни греха земного,
Оно из мира, света и добра.
Ничтожества возвысились, злодеи,
Поводья власти чувствуют в руках,
Но до поры, в неправде преуспели,
Твердящие, что Бог им не указ.
ПСАЛОМ 11
Канонический русский перевод
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. 3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного. 4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый, 5 тех, которые говорят: "языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин"? 6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят. 7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное. 8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек. 9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Толкование Псалма 11
В этом псалме Давид выражает свое всецелое доверие "чистым словам Господним", обещающим защиту и спасение тем, кто, живя среди неправедных и развращенных, хранят верность Богу.
Об исторической обстановке написания Псалма 11 судить трудно, хотя есть основания предполагать, что он возник в те годы, когда Давид спасался от преследовавшего его Саула (к примеру, 1-Цар. 23:11-12,19; 26:19). Впрочем, в жизни Давида было множество ситуаций и случаев, которые могли дать повод к написанию подобного псалма.
Пс. 11:1. Указание начальнику хора; надпись, свидетельствующая об авторстве Давида.
А. Молитва о спасении (11:2-5)
Псалмопевец взывает к Богу о спасении его из среды людей лживых, неискренних, бессердечных.
Пс. 11:2-3. Не стало в обществе праведных; оно развращено, не осталось хранящих верность Богу и ближнему; укоренилась привычка льстить и притворяться.
Пс. 11:4-5. Эти стихи могут быть переведены и как молитва псалмопевца о том, чтобы Господь истребил лицемеров и льстецов, для которых самое сильное "орудие" - нечистые уста их и язык велеречивый.
Б. Уверенность - на основании слов Господних - в избавлении (11:6-9)
Пс. 11:6-8. Облегчение и надежду псалмопевец черпает в обещании Господа "восстать", чтобы помочь "нищим и бедным", т. е. страдающим и гонимым, обезопасить их от их преследователей (можно себе представить, как часто пребывал в положении "бедного и гонимого" сам Давид о годы преследования его Саулом!).
Свято веря в непреложность слов Господних, чистоту которых (противопоставляя их скверне и неверности слов человеческих) Давид сравнивает с серебром, очищенным и семь раз (символ полноты) переплавленным в горниле, он выражает уверенность в том, что и ныне и во век Господь будет защищать гонимых (а, значит, и его, Давида) от их гонителей (от рода сего).
Пс. 11:9. Псалом, однако, заканчивается на печальной ноте: псалмопевец скорбит о том, что когда "возвышаются ничтожные" (речь опять-таки, возможно, идет о царе Сауле), обстоятельства благоприятствуют "нечестивым", которые, как теперь, ходят… повсюду.