О поэзии

Николай Островский 2
(Фрагмент книги.)

Я предпочитаю говорить О стремлении к гармонии начал в поэзии, которое нельзя довести до конца. Эти начала - форма, содержание, ритм, чувство, мысль, согласованность всего этого и образов,фантазии и логики,Синтез грамматики, эпитетов,символов,романтизма и реализма... В общем это согласование всех сторон, частей, фигур поэзии. Абсолютным образом это недостижимо, но  поэты отличаются своей степенью приближения к этому, посредством опыта,знаний и собственной индивидуальности. Главный же синтез поэзии - сопряжение души и духа. Дух в поэзии главнее души,связанной с обыденной реальностью и рассудком. Дух более развитая способность сознания - за счёт диалектического отношения к реальности и более глубокой и целостной разработки тем. Диалектика наука о противоречиях, в данном случае отношение к реальности, как многозначной. Поэзия как раз и выявляет многозначность одного явления, учитывает разные его стороны, ряд точек зрения оформляются в одну, которая и доминирует в стихотворении. Отсюда и эксперименты поэта со словом. Кстати слово в поэзии это лишь форма, внешнее. Суть в смысле,в выборе смыслов, наиболее отвечающих данным задачам поэта, его идеям и чувствам. Одна "душа" в поэзии приводит к копированию бытовой действительности, я бы назвал это лжереализмом. Отсюда истекает банальность тем и идей,мелкие чувства, бедность символов и эпитетов, недостатки образа. Форма стиха может при этом лучше удаваться поэту, чем его содержание. "Душу" стимулирует рассудок,любящий фактически прозу жизни более, чем поэзию. Духовные силы возбуждаются вдохновением - на фоне богатого жизненного культурного опыта,эрудиции и способности к оригинальному суждению. Дух включает в себя "душу", не может без неё обойтись, она снабжает его эмоциями, определённой мерой реалистичности описаний, смягчает природную холодность идей опытом "сердца". Но если нет духа, а главное "душа", в итоге возникает графоманство. Особенно, если стимулы творчества более корыстны,чем этого требует искусство. Бизнес на поэзии губит поэзию, превращает её в орудие эго, поэзия же - сверх-эго, "дух", стремление к высоте и разнообразию отображения явлений действительности.
Поэзия должна выразить многообразие жизни - её поверхности и глубины, её душу и дух,её зло и добро,её ложь и правду. И сама поэзия,собственно, смесь "святого обмана" (фантазии) и неуёмной правды,стремящейся к истине,всегда относительной, но такой нужной.