Не рисковать султаном

Игорь Ситник
Эрдоган вытянул первый номер – он будет возглавлять список кандидатов в избирательном бюллетене на президентских выборах в Турции 14 мая.

Достаточно ли этого для победы, да ещё в первом туре? Нет. К тому же кандидатов всего четверо, и запутаться в них сложно.

Тем не менее, если верить опросу Optimar, на который ссылается обозреватель вовсе не симпатизирующей Эрдогану H;rriyet, действующий президент опережает своего главного соперника, кандидата от объединенной оппозиции, главу Республиканской народной партии (РНП) Кылычдароглу. Пока (а Optimar предсказал результат выборов президента 2014 и 2018 годах), счет 47,4% против 45,3% в пользу Эрдогана. И – II тур.

Правда, исследование проводилось в середине марта, но опросы других социологических служб, в т.ч. и тех, кто отдавал победу уже в I туре Кылычдароглу - ещё раньше. C тех пор зарегистрировался кандидатом Мухаррем Индже, который был соперником Эрдогана на выборах 2018 года, как раз от РНП, и занял второе место с 30,6% голосов. Сейчас, по опросам, он набирает всего 6,5% и, скорее всего, сыграет роль спойлера, оттянув голоса у бывшего соратника по партии Кылычдароглу.

Договориться с Индже о снятии кандидатуры пока не удалось. Хотя он и обещал уйти ближе к выборам, если увидит, что по опросам уступает Кылычдароглу в популярности.

Тем временем оппозиция пытается снять с выборов Эрдогана, уверяя, что он не имеет права в третий раз баллотироваться в президенты. Турецкий ЦИК уже дважды отказал, ссылаясь, что это будет лишь второй срок – по новой конституции.

Очень похоже на Россию. Руководство которой мечтает о сохранении Эрдоганом президентского кресла. Сам Эрдоган, только что давший Финляндии путёвку в НАТО, днями не исключил приезда Путина в Турцию в канун выборов - на открытие АЭС «Аккую».

Но даже пропутинский журнал «Россия в глобальной политике» не уверен, что Путину надо ехать в Турцию: мол, не вышло бы, как в 2004-м в Украине, когда поддержанный Путиным кандидат Янукович проиграл выборы.

Ну да, союзников теперь раз-два и некоторые африканцы, поэтому лучшие не рисковать «султаном».