Венок японских сонетов
_____________________
Трепетна полночь
Море вздыхает вдали
В лунном сиянье.
В тёплую заводь
Снова идут корабли
Тихо крадутся.
Птицы не спят до утра
Нежности по́лны
Строки предложат ветра
Страстные волны.
++++++++++++++++++++++++++++++++++
В лунном сиянье
Кажется берег темней
В бархате но́чи.
Пробую краску
Тайну индиго теней
Влить в синий кобальт.
Мне подмигнёт Альтаир
Падая с неба
Мысленно строю пунктир
Странствия Фебы.
==========
В тёплую заводь
Звёзды ныряют стремглав
Словно русалки.
Плещется море
Свой демонстрируя нрав
Властного царства.
Скалы разбудит прибой
Звучным нахлёстом
Но не нарушит покой
Спит полуостров.
=====================
Тихо крадутся
Сны сокровенной ночи
В окна и двери
Я зажигаю
Три ароматных свечи
Чай наливаю
Ставлю душистый инжир
Сказок варенье
Струн истончённой души
Стихотворение.
====================
Нежности по́лны
Строки о первой любви
Помню об этом.
Странным сонетам
Следую, мысли обвив
Ритмом японским.
Крым до рассвета затих
В неге июля
Снова рождается стих
Зов поцелуя.
=====================
Страстные во́лны
Сердце тревожат к утру
Жаждой свиданья.
Вынесу розы
В душной гостиной умрут
Воздух горячий.
Солнце вот-вот заблестит
Сквозь Адалары
Пушкинский грот или скит
Омут Сансары*.
07.04.2023 23-54
____________________________________
* - Сансара или самсара (санскр. samsara "блуждание", "странствование") - круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».
________________________________________
Задание Лито "Свиток":
Пишем Японский сонет или венок японских сонетов
Несколько слов о японском сонете.
Японский сонет (сокращенно ЯС )- это очень русский по духу феномен,
выращенный с любовью, как маленькое дерево бонсай, чтобы
радовать собой смотрящего на него. Как относящийся к твердым формам он состоит из 10 строчек-веточек, в которых есть два хокку (или сэнрю) и один катрен в ритме хокку.
Рифмовка может быть, а может и не быть, по желанию автора.
Форма твёрдая, c ограничениями по тонике и силлабике.
Оба хокку состоят из трёх строчек, где количество
слогов 5-7-5, а катрен 7-5-7-5.
Ударение в хокку падает так:
1-4
1-4-7
1-4
1-4
1-4-7
1-4
А в катрене так:
1-4-7
1-4
1-4-7
1-4
В идеале, каждое хокку должно быть законченным по смыслу произведением.
Еще есть правило, по идее, что первые две строчки задают ситуацию,
последняя как бы подводит итог.
Нужно всегда помнить, что японский сонет - форма не совсем японская. Это гибрид, выведенный в российской литературной лаборатории. Так что, эта форма в какой-то степени даже оригинальна и неподражаема. Тут нужно одновременно заботиться и о высокой технике, и о художественной передаче мысли.
Твёрдые формы в русской поэзии, созданные не как переводы или стилизации, в большинстве своём производят впечатление несколько искусственных, даже если написаны виртуозно с точки зрения техники и безупречно в смысловом отношении. И дело тут, видимо, заключается не в сопротивлении заимствованной формы нашему языковому материалу и его интонационному строю, а во внутреннем, подчас неосознаваемом, нежелании нашего разума не просто подчиняться канону, но делать это легко и естественно. Следовать японскому прообразу, где каждый слог может обозначать почти самодостаточное понятие, на русском языке невозможно. Мы просто не мыслим слогами, за исключением междометий и местоимений. Но ведь, считая слоги, приходится учитывать и их наполнение, как фонетическое, так и чисто визуальное! Что ценится в поэтическом взгляде на мир? Это тонкость ощущений, умение примечать неожиданные детали, способность метафорически связывать несопрягаемое. А это - больше относится к общим свойствам души и ума, нежели к индивидуальным особенностям конкретного человека. Определенная обезличенность поэзии такого рода, видимо, затрагивает тайные струны в душе человека. Японский сонет - то, что надо. Если форма соблюдена, а слова выбраны аккуратно, совсем плохо в любом случае не получится. Зато радости сколько! Капля и поток, листок и крона, песчинка и дюна... Миниатюрность формы японского сонета вроде бы взывает к самодостаточности. В десяти строчках можно сказать всё.