Алладин, не туши лампу!

Елена Маркушева
АЛАДДИН, НЕ ТУШИ ЛАМПУ!
(Критика стиха Надежды Саломатиной «И солнце катится за горизонт...»)

Современные поэты как-никогда умеют сочетать в одном стихе талантливое и графоманское. Появилась целая плеяда поэтов, которая блестяще это воплощает в своих стихах. Вот пример:

Всё явственней в душе осенний сплин
В предчувствии дождей, слепых туманов
И давят сводки грустные с экрана
И ночью - тушит лампу Аладдин.

После того как написан стих - надо вчитываться в него - есть ли фальшивые слова. Последнее четверостишие звучит фальшиво. "Осенний сплин" - а что есть весенний сплин, летний сплин, зимний сплин. Есть выражение осенний блюз. Оно по смыслу уже сложилось. Попытка аналогии с осенним сплином вносит фальшь.

"В предчувствии дождей".. Как можно предчувствовать дождь, ветер, зиму?.. В каких ощущениях?.. Чем могут "давить сводки", если дождей еще нет, туманов нет. Значит погода еще стоит ясная, и сводки тоже такие, но они давят на героя, рождая его предчувствия?.. И последняя строчка: " И ночью - тушит лампу Аладдин.", - попадает под крылатую фразу Тургенева - Аркадий не говори красиво.

Вы полагаете, стихотворение раскритиковано в пух и прах?… Вовсе нет. Как раз стихотворение хорошее, но испорчено последним четверостишьем. А вот без него оно приобретает завершенный вид и читается хорошо. Вот оно без последнего четверостишья.

И солнце катится за горизонт,
Отдав тепла лимитного остатки.
Играют листья золотые в прятки,
Летя под куст в растрёпанный газон.

Готова стая птиц в далекий путь,
Кружит над крышами , зовёт кого-то...
Всё больше на аллеях - терракота
И с каждым днём всё тяжелей уснуть.

Мы погрузились в осеннею пору, это осенняя лирика, с тревожными нотками. Мы видим русский пейзаж, нам вспоминается Тургеневское. «Утро седое, утро туманное»… И где здесь место Аладдину с его лампой, которую он гасит?.. Сказочный мотив в осеннем пейзаже так же нелеп, как крокодил в водах Волги. Надо уметь жертвовать эффектными образами, чтобы не нарушать стиль стиха. Как только поэт теряет связь с поэтической реальностью и уходит в воображаемые дали, он превращается в графомана.

Поэту, не различающему графоманское и поэтическое, надо найти аналогичное стихотворение классика и провести сравнительный анализ, как написал он сам и как классик.