На уроке по сольфеджио первого класса

Нойман Тэнни
Я преподаю теоретические дисциплины в музыкальной школе. В этом классе по сольфеджио, про который я хочу вам рассказать, дети от шести до семи лет. На первой парте всегда сидит Вова: очень симпатичный голубоглазый блондин. Поведение у него всегда плохое. Но удивительным образом он всегда приходит с выученным домашним заданием, хотя на уроке никак не может сосредоточиться: ему нравится его соседка по парте - Маша, и он каждую секунду придумывает как привлечь к себе внимание. Вертится, болтает с ней, мешает ей, встаёт, пробегает туда-сюда, кривляется, когда думает, что я его не вижу и не узнаю по голосу, что это он громко шутит, пока я пишу на доске. Кроме домашнего задания он к каждому уроку запасается театральной энергией. Вова всем очень нравится! Как-то раз я ходила между рядами и проверяла, как дети выполняют письменную работу, подсказывала, проверяла ошибки и разъясняла то, в чём дети путаются. Вова сделал всё быстрее всех и начал вертеться как юла, но я вовремя подошла проверить - он только что убрал карандаш и ластик в пенал. И я стала смотреть выполненные им задания, подмечая где и что надо подправить.
- Вова, ну-ка посмотри сюда: в гамме почему у тебя пятнадцать нот, а не восемь?
- Ой, сейчас! Восемьдесят восемь?
- Нет, просто восемь! А, понял! - посмотрел на Машу, поняла ли она его умную шутку, ведь у фортепиано именно восемьдесят восемь клавиш обычно.
- Давай, исправляй!
Вова вытащил всё содержимое пенала, чтобы выбрать правильный карандаш и ластик, а их там оказалось довольно много, как вдруг я заметила, что вся внутренняя ткань пенала исписана любовными стихами, посвящёнными соседке Маше.
- Вова, ты поэт?
- Да, я поэт! А как Вы догадались? Ой!
И Вова наскоро стал закладывать разными предметами свои стихи.
- Молодец! Вот только бы ещё так же хорошо выполнять письменные задания на уроке, а? И не отвлекаться бы!
Не похвалить его было невозможно! Такая редкость - романтика на уроках!
Вова отличался романтичным настроем, наверное, он очень творческий ребёнок, я так думаю, быть может, будущий актёр, по типажу очень похожий на Дмитрия Харатьяна.
Стоило мне повернуться к доске, чтобы писать новую тему, как начинался лёгкий шорох и хихиканье - это Вова уже развлекал класс мимическим представлением.
Маша улыбается - Вова счастлив.
На одном из уроков мы проходили интервалы. В этот раз Вова был назначен моим ассистентом, чтобы его активность была направлена в дело. Тему прошли, постарались запомнить. Надо было попрактиковаться.
- Давайте повторим все пройденные интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава! И тритон, который живет между квартой и квинтой. И в обратном порядке! Итак, я говорю цифру, а вы мне быстро называете, какой интервал соответствует ей.
Все хором повторяли интервалы за мной, с удовольствием следя за моей указкой, которой я показывала их в виде нот или в виде цифр
на доске. И старались сразу запомнить.
- А сейчас к роялю приглашается мой ассистент Владимир. Мы будем по очереди называть интервалы, а Вова будет нам их играть, например, от фа! Или от любой другой ноты, которая нравится Вове!
- Мне нравится фа! - поспешил ответить Вова.
При этом Вова неслышно встал и задним ходом прошёл до конца рояля, который стоял как раз вдоль ряда, на котором он сидел, глядя на меня и следя глазами за моей реакцией. Хотя от его первой парты ближе было бы просто сделать пару шагов и сесть на стул. Но Вова - большой выдумщик, и ему скучно всё делать так, как сделал бы каждый. Я как ни в чем не бывало, продолжала диалог с классом, рассуждая, как можно разнообразить задание и сделать его более интересным. Вова неслышно перемещался, не отводя при этом от меня своих ярких голубых глаз. Стоя около стола, я обращалась к классу.
- Мы попробуем поиграть в разных октавах и послушать, кажутся ли нам краски одинаковыми или все же они отличаются.
Тут Вова нырнул под рояль, лёг под него на спину и говорит: «Всегда мечтал, всю свою жизнь, полежать под роялем! Как тут красиво! Это мой восторг! Татьяна Викторовна говорила, что мечты сбываются, я теперь это понял...»
Все дети уставились на меня, ожидая, что я начну ругаться, а я спокойно ждала, когда Вова сядет уже на стул за клавиатуру рояля, делая вид, что совсем не замечаю лишних Вовиных телодвижений и комментариев, говоря негромко, от каких, например, ещё клавиш нам будет интересно строить интервалы вверх и даже вниз. И сможем ли мы сказать что один и тот же интервал в разных регистрах будет узнаваем?
Вова полежал не больше трёх-пяти секунд, вынырнул со стороны клавиатуры и сразу очень ловко очутился на стуле. И с довольным видом посмотрел на меня и стал ждать, когда я попрошу его что-нибудь сыграть. Или все же обругаю?
- Ну что ж, строим кварту от фа наверх! Какой интересный ход! Да, считаем до четырёх! 
- Кажется, так начинается гимн?
- Молодец! Совершенно верно!
- А теперь терцию от фа вниз!
Мы все задавали ему строить интервалы вверх и вниз от фа, а потом и от других нот. Вова ловко справлялся. Во время счёта дети загибали пальцы, проверяя, какая нота должна получиться. Вова даже иногда играл нам в самом нижнем регистре, а иногда и в высоком. И мы представляли, каким цветом можно раскрасить то, что слышим. Получив заслуженную пятерку, он вернулся на своё место. Вова был очень доволен собой! Я похвалила его за хорошую работу на уроке.
- А у меня сегодня пятерка или пятерка с плюсом?
- Пятерка с двумя плюсами!
- А такое бывает?
- На нашем уроке бывает всё, — я подмигнула ему так, что Вова понял, что я все-таки заметила, что он побывал не только ЗА роялем, но и ПОД ним.
В конце урока мы записали домашнее задание. И дети, нерешительно глядя на меня, спросили:
- Татьяна Викторовна, а Вы заметили, что Вова лежал под роялем? - сделав при этом акцент на «под».
При этом Вова, не моргая, смотрел на меня. У Вовы очень строгая мама, и это я тоже помнила.
- Да, конечно, я заметила! - ответила я мягко и спокойно.
- А почему вы его не отругали?
- Не ругать надо Владимира, а поблагодарить! 
- Как это? - недоуменно затараторили все дети и окружили меня.
- Как? Очень просто: за идеально вытертую пыль под роялем, мне даже хотелось бы, чтобы Вова почаще таким образом «мыл» наши грязные полы!
- А разве там есть пыль? - воскликнул удивленно Вова очень высоким голоском и стал отряхивать себя со всех сторон, вертеться и подпрыгивать, чтобы стряхнуть с себя всю грязь, пытаясь ещё и дотянуться до всех уголков спины.
- Да, и при этом очень много!
- Фу! Об этом-то я и не подумал! Никогда больше не буду лежать под роялем! - пищал Вова, хлопая себя по спине и бокам,
— Если мама узнает, что я весь в пыли, она мне запретит играть в игры на телефоне и не купит новые ластики с космическими кораблями! Татьяна Викторовна, Вы ведь не расскажете маме?
- А ты хочешь, чтобы я рассказала? Мы можем и в дневнике об этом сделать большую запись! И даже с картинками!
- Нет, пожалуйста, не надо!
- Ну хорошо! Давай сделаем так: когда решишь подрабатывать уборщицей, тогда я скажу твоей маме, что у тебя ловко получается мыть полы, причем даже без тряпки, воды и без ведра! Договорились?
- Хорошо! Я точно не захочу быть уборщицей!
- Обещаешь?
- Обещаю!

Теперь вы понимаете, почему я не ругала Вову? А пол был, конечно, чистый.

И так закончился наш урок.