Драматизм судьбы драматурга. А. Н. Островскому

Валентина Фёдоровна Гончарова
К 200 летию со дня рождения.
12 апреля 1823 – 14 июня 1886

Строк сын священника – отец.
Чтобы не баловал юнец,
И в монастырь водил, и в Храм
Он в вере укреплялся там.

В детстве сыну было проще –
В Марьиной гуляли роще
С милой няней на задворках –
Прибаутки, поговорки…

Гимназия… И нет сомненья
Где продолжить обученье
Образования лучше нет –
Московский университет!

Островский и не беден был,
Московский дворик свой любил.
И жил бы он спокойно тут.
Но не таков наш драматург.

Путь в литературу долгий:
Путешествовал по Волге,
И съездил в горы на Кавказ,
И за границей был не раз…

С разными людьми встречался,
Впечатлений набирался,
Своих героев он искал
И в «пьесы жизни»
Их вставлял.

И Гоголь был в восхищеньи
От первой же пьесы – «Банкрот»
За ней пошло продолженье –
Комедий, трагедий, пьес – взвод!

Талант – аргумент всё же веский
Для критиков и для друзей.
Поддерживал  Достоевский
Тургенев – душою всей.

Подвижник, «рыцарь театра»,
Бесхитростный, деликатный,
Милый, доступный, простой –
Он многих увлёк за собой.

Однако не всё шло гладко –
Премьеры срывались порой.
Расход превышал порядком
Доходы. В долгах наш герой.

«Кормил» театры России
Своим непрестанным трудом.
Он изнемог, обессилев,
За письменным умер столом…

Жаль, что порой не умеем
Мы гениев наших ценить –
Горько потом сожалеем –
Оборвалась жизни нить…


Александр Николаевич Островский (31 марта [12 апреля] 1823 — 2 [14 июня] 1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.

Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда Александру не исполнилось ещё девяти лет. В семье было четверо детей (и ещё четверо умерли во младенчестве). Младший брат — государственный деятель М. Н. Островский. Благодаря положению Николая Фёдоровича, семья жила в достатке; уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет, после смерти матери Александра, отец женился на баронессе Эмили Андреевне фон Тессин, дочери шведского дворянина. С мачехой детям повезло — она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.

Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал склонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. В 1835 году Островский поступил в третий класс Первой Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году по желанию отца поступил на юридический факультет Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, в 1843 году Островский написал заявление об уходе. Отец определил его на службу канцеляристом в Совестный суд и до 1850 года будущий драматург служил в московских судах. Первое его жалование составляло 4 рубля в месяц, после перевода в Коммерческий суд в 1845 году оно возросло до 16 рублей. В Коммерческом суде Островский сталкивался с промышлявшими торговлей крестьянами, мещанами, купцами, мелким дворянством; судили «по совести» братьев и сестёр, спорящих о наследстве, несостоятельных должников.

К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (впоследствии — «Свои люди — сочтёмся!»). Первая публикация — небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» в одном из номеров «Московского городского листка» в 1847 году. После чтения Островским пьесы у себя дома 14 февраля 1847 года профессор Московского университета С. П. Шевырёв торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе».

Становление творчества Александра Николаевича началось в середине 19-го века, когда значительную часть репертуара театров составляли развлекательные, нередко переводные пьесы, герои которых были сшиты по прежним шаблонам - исторические деятели и дворяне, обычно населявшие высокие трагедии, а также традиционные герои комедий тех лет – находчивые слуги и глуповатые крестьяне.
Островский стал первым в русской драматургии, кто вывел на передний план негероический быт купеческого сословия. Купечество считалось прослойкой, служащей наполнением товарами лавок и магазинов. До Островского купцы на сцене появлялись либо как персонажи комические, либо как эпизодические. Деловой мир считался слишком приземлённым, а потому недостойным сцены.

Новые герои, выведенные Островским – самые обыкновенные люди с такими же невысокими страстями и проблемами, о которых не очень принято говорить в приличном обществе. Драматург первым увидел и показал другим, что простые люди могут любить, страдать и совершать поступки и ничем не отличаются от дворян.

Основой пьес Островского становится повседневная жизнь, складывающаяся из незаметных, непримечательных событий и фактов.
В пьесах Островского, как и в жизни, комическое и трагическое идут рядом, полностью нарушая устоявшиеся к тому времени театральные традиции. Его герои не плохие и не хорошие. Они живые. И им веришь. Они такие, как в жизни - не идеальные.

Драматург сделал язык героев их ключевой характеристикой, выражающей их характер, настроение, происхождение, образование и многое другое. При этом Островский решительно боролся со старой театральной школой. Он, в частности, упразднил принцип постановки, при котором ставка делалась на одного актёра. В его пьесах действует целый ансамбль. Он один из немногих русских драматургов, заботившийся о том, чтобы в пьесе были роли для актёров разных возрастов, разного опыта и разного дарования.

Пьесы Островского стали школой для огромного числа актёров, постепенно продвигавшихся от эпизодических ролей к главным.

Островский одним из первых заговорил о сценичности пьесы: «Люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу - её можно и прочитать». И в этом еще один секрет популярности Островского. Его пьесы написаны так, чтобы их было интересно смотреть и удобно ставить.

Наконец, именно Александр Николаевич выстроил на сцене так называемую «четвертую стену». До него пьесы изобиловали длинными монологами, в которых герои, вместо того, чтобы действовать, напрямую обращались к зрителю, рассказывая о своих планах, чувствах и т.д.
По Островскому зритель - случайный свидетель событий, отделенный от сцены невидимой стеной, а не узаконенный наблюдатель, купивший билет и ждущий зрелища. Монологи героев теперь адресовались самим себе или воображаемым лицам.
Тем не менее, именно с Островского начинается российский театр в его современном понимании. Его пьесы позволили раскрыться таланту многих актёров, ранее зажатых в тиски водевильных и мелодраматических амплуа.

Писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Не зря появилось понятие «театр Островского».
В его пьесах нет экстремальных ситуаций и исключительных героев. В них обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. Не случайно, Островский считается создателем жанра психологической драмы с её внешними и внутренними конфликтами.
Реалистические пьесы Островского принципиально отличались от выдуманного мира романтической мелодрамы и бойких, но плоских и крайне условных водевилей. Писатель неустанно повторял, что жизнь богаче любых фантазий, а потому истинный художник ничего не выдумывает, а лишь старается разобраться в хитросплетениях реальности.

Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 году император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в три тысячи рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощила организм.

Идеи Островского были доведены до логического конца К. С. Станиславским, А. П. Чеховым и М. А. Булгаковым.
Всего драматург написал около 50 произведений.

Наиболее известные пьесы Островского. «Свои люди – сочтёмся», «Не в свои сани не садись», «Не всё коту масленица», «В чужом пиру похмелье», «Бедность не порок», «Светит, да не греет», «На каждого мудреца довольно простоты», «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники», «Снегурочка», «Гроза», «Лес».
(Из открытых источников СМИ)