Рецензия на фильм Здоровый человек

Виктор Обломов
В данном случае интересен не столько сам фильм, сколько то, что он иллюстрирует. А иллюстрирует он то, с чем мы сталкиваемся в нашей жизни повсеместно и что уходит своими корнями очень глубоко, в такие сферы как дух, интеллект, действительность и абстракция.

Кино уже само по себе является неким средством ухода от действительности, но люди учатся в какой-то мере это осознавать и понимать, что это - «искусство», что, как и другие виды искусства, оно нечто другое, нежели действительность, и предназначено «пробуждать наше мышление и чувства» для того, чтобы помочь нам приблизиться к этой действительности, к духу. И тому есть много примеров.

Но гораздо больше примеров обратного, примеров погружения в абстракции, предложений «жвачки» для интеллекта, что, конечно, тешит самолюбие последнего. И данный фильм «Здоровый человек» Петра Тодоровского яркий пример такой абстракции. Можно было бы надеяться на то, что сценарист и режиссёр (в одном лице), хотел, как раз, указать на эту абстрактность, но эта надежда умирает уже в названии фильма «Здоровый человек», то есть, есть и «больной», и зрителю предлагается определить, в чём состоит «здоровье», а в чём — «болезнь». Служить конкретным ближним или быть неравнодушным к происходящему вокруг… Неважно, как обозначить стороны, суть в том, что эти стороны абстрактны, чисто интеллектуальны, поскольку каждая сторона права для конкретного человека, в своё время, на своём месте. И очень важно, чтобы наши действия в жизни вытекали не из выбора абстрактных дуальностей, а из самой жизни, из самой конкретной жизненной ситуации.

И вот сегодня мы живём в такое время, когда нам постоянно предлагается абстрактный выбор между «белым и твёрдым», между «любовью и разумом», между «Украиной и Россией»… Главное — увести от реальности, от самого себя...