Обзор Саши Неместного

Соэль Карцев
Творчество во время войны - всегда тяжёлое дело. Очень сложно держать уровень и отстраниться, отшлифовывать уже написанное, даже если это простые бытовые стихи, своеобразная попытка эскапизма от реальности. На фоне всего происходящего деградация неизбежна не только у псевдо-патриотов. Но появляются довольно сильные стихи и с той и с другой стороны (хотя у подписантов значительно реже - зедки перебарщивают с патетикой).
У меня интересная аналогия, как у кинолюбителя, с кинематографом времён нацизма и фашизма, когда французские режиссёры при режиме Виши под жёсткой цензурой снимали замечательные эзоповы фильмы (Марсель Карне, Жан Гремийон, Морис Турнёр...), а режиссёры типа Роберто Росселлини (или например менее известные Агусто Дженина или Виктор Туржанский et cetera) снимали пропагандистские и развлекательные клюквы. Но после падения режимов смогли восстановиться и создать довольно хорошие фильмы, а Росселлини вообще стал столпом неореализма, сняв "Рим - открытый город", так что надеюсь, что рано или поздно это закончится, и те же зомбированные авторы восстановятся и смогут вернуться к обычному творчеству (если уже не произошёл распад личности уровня Чичериной).
Я себе позволил немного покритиковать некоторые стихи, как в бытность мою принимающим редактором на БЛК - не обижайтесь, пожалуйста (я субъективен и это амплуа такое - злой полицейский), сейчас хочется скорее обнять и поддержать авторов. Спасибо, что продолжаете писать и Держитесь, дорогие!

Лонг-лист
*****

1. Елена Махлина "По пути в деревню"
http://stihi.ru/2023/01/16/1909
Елена Ительсон

Зимой захотел ты в деревню.
Так вышло, что куплен там дом.
Сломался автобус, мы шли по полям
И думали всё же о том:
Здесь кто-то ведь должен остаться,
Хоть дым из трубы сторожить.
Хоть птиц неуемные царства
Подкармливать, просто кормить.
И страшных волков не бояться,
Пусть воют - излаявшись, пёс
Покажет- не надо сдаваться
Пред волком.
Пёс лает всерьёз.
Пока мы идём по ухабам
Ничейных полей,
Пока устаём от вацапа
Внезапных друзей.
Ты помнишь - здесь воздух особый.
А я вспоминать не могу.
На поле застряли в сугробе.
Но выйдем - назло ворогу.
.
Там ждут нас ничейные кошки
И сны о большой суете.
Ведь снится мне город,
Ведь снится мне город.
.
Пока же идём - те- не те.
И видим наш дом издалёка,
Мечтаем о печке, тепле.
Зимой вдруг летает сорока...
Откуда? Наверное, к весне.
.
Пока мы идём по ухабам,
Пока о ночлеге мечтаем.
Приснятся мне там баобабы
Иль что ? Мы не знаем не знаем.

По мне, это ещё не законченный текст, а скетч, который нуждается в доделке.
Например - "Так вышло, что куплен там дом" - не очень изящное объяснение, правда? или "Подкармливать, просто кормить" - повтор излишен.
"Здесь кто-то ведь должен остаться, Хоть дым из трубы сторожить" - вот пример удачной строки!
*****

2 . Лана Юрина "Рябина"
http://stihi.ru/2022/11/14/8078

Вот бы сбежать от тревоги – но нет пути.
Да и куда побежишь от родного дома?
Только подумаешь, сразу болит в груди
малая родина, вечная гематома.

Вон как рябина кучкуется за окном,
снова по-детски пора подставлять ладони.
Терпкая ягода, вяжущий в горле ком.
Всё было просто – и дочкой росла, и доней,

Лисонькой мамка звала…
Полыхнёт внутри –
Господи, страшно-то как в этой новой жизни!
В ней переписаны заживо буквари,
дымное небо всё ниже над домом виснет.

Странное время, где родина что тюрьма –
каждое утро планируешь для побега.
Но – есть рябина… Твой пёс… Да и ты сама.
Не убежать.
Осень пахнет огнём и снегом.

…В полночь ворвётся истошный небесный вой.
Целы, не целы – пытаясь понять спросонок,
видишь, как мама склоняется над тобой:
- Всё хорошо, лисёнок.


Во втором четверостишии вместо "кучкуется" другое бы что подобрать. "Всё было просто и дочкой росла, и доней" - синонимы, оба ласкательные, сродни плеоназму. Но "и..и" предполагает контрастное сравнение, так? Да и вдобавок к "доне" потом сразу "Лисонькой мамка звала".
А вообще рука чувствуется. Женский надрывный стих. Считывается, как жизнь одиночки после смерти матери.
*****

3. Лина Маго "Сказочка"
http://stihi.ru/2022/12/26/5805

Я расскажу вам сказку, дети,
правдивей трелей соловья
про невсамделишных медведей
и невсамделишную явь.

Ходила Маша по малину,
малины нет — прибрал медведь.
Снега, распутица и ливни,
тропинок злая круговерть —

который день дорогой длинной
за метром метр, за шагом шаг…
А дед в избушке ждёт малину,
малины требует душа.

Подбросив в печь беды охапку,
молясь обугленной заре,
в соседних избах воют бабки,
им всем малины позарез.

Но Маши нет, пропала Маша,
ох наши тяжкие грехи…
Пусть по пороше до параши
хужей, чем летом в лопухи,

а всё живём — зима не лето,
да глубже дна не упадёшь.
Дремотны тени серых клеток
под коркой сказочных надёж,

нелепых бредней полон бредень,
укрылся глобус под совой
в краю пелевинских медведей
и покорителей всего.

Чем дальше в лес, тем гуще малина, но конец у сказочки мрачный.
Тут хичкоковский приём в стихе - главная героиня исчезает едва за середину, а стих продолжает идти своим путём.
Пелевинские медведи - наверно, это по аналогии с волками и лисицами-оборотнями. И у меня медведи скорее картинка не Шишкина, а Васи Ложкина.
"Пусть по пороше до параши / хужей, чем летом в лопухи" - вот это очень понравилось!
*****

4. Созерцающая много раз "ну давай со мной поговорим"
http://stihi.ru/2023/02/08/6428

ну давай со мной поговорим
о горчащем слое тех рябин
что ложились точно в ряд и в ряд
и стекал на них небесный яд

было страшно и спадала ночь
было этот сад не превозмочь
он всходил всей темнотой своей
мне казалось слышимым убей

горькую рябину в темноте
дерево качалось на кресте
жгло мне горло без пустой воды
только умирало  в животе

дерево ли ветка слабый стон
тот кто был ко мне приговорён
пахло горько дымкой в темноте
я не понимала что не те

те которых надо быстро в жмых
господи пока ты не утих
говори со мной и не молчи
словно сад загубленный в ночи


Рябиновый сад - редкое явление.
Есть лишние слова, например "мне казалось слышимым убей", проще сказать - мне слышалось "убей", но надо держать ритм хорея.
"о горчащем слое тех рябин" - "слой" не очень хорошо вписывается. ("о горчащих ягодах рябин"?)
"...дерево качалось на кресте / жгло мне горло без пустой воды..." - получается, что не ягоды рябины, а дерево жгло горло и умирало в животе. Хотя, может этого автор и хотел.
Но настроение у стиха есть и последние две строчки - ударные.
*****

5. Александр Спарбер "Жизнь течёт"
http://stihi.ru/2023/01/15/6886

 "Я слово позабыл, что я хотел сказать"
                (О. Мандельштам)

Нет, я не забыл. Только…как теперь? Вроде
язык не отсох, да и разум здоров,
но вот…просто то, что сейчас происходит,
лежит, хоть убей, за пределами слов.

И как здесь прожить, где ни слова, ни звука?
Как жить, коли смята, растоптана речь?
Но жизнь – вот такая дурацкая штука! –
она умудряется, мать её, течь.


Вроде простой стих, но хороший. И эпиграф тоже. И настроение совпадает с моим.
*****

6. Недалёкое непрекрасное
Андрей Мерфо Перевалов "Недалёкое непрекрасное"
http://stihi.ru/2022/11/23/909

Ой, дивные, о, диванные времена...
Как дела у головоньки? Как дела?

Всё как по Маслоу вниз,
безгривого солнца близ.

Доброе утло –
начнётся с коктейля молотого
кофе и мол: а как
в турку не загреметь.

Буркаешь в облака.

Завтрак – мор и ковка по-корейски,
недоеденная батьком
(что по срокам – на специи опирайся).

Следующая стадия мрака.
Сплошь одно вороньё.

Встав поперёк неба,
гнут свои тёмные линии
рыбьи кости антенн,
превращая пространство
в ноуваристый болью-он мёртвого инфоморя –
из спутниковых тарелок
сёрбают его
аль-да-барановые жертвы
побарабанных установок.

При ВК я,
катаешь телегу пальцами,
снова и снова отрицая:
ты уже там

где:
ржавый ЧСВ механизм диминутивит жизнь,
где:
им перья, перья!
а нам – не нам.
(Какие уж тут замашки!)

Подле страшного за-те-мнения
орёт двуглавый
Оруэллом в двух главах
букв мошкарой закружен:
гласными и согласными,
шипящими про себя,
по углам со-норными.

Мышь, лень и я – норушны.
Незаконченный сюрреал.

Бабки больших подъездов
доядерны взводят споры.
Скроется вскоре, вскроется.

Над всем дядя стёба
со звёздной своей высоты –
соскребает искринки мозга.

Натянутая страна
звук издаёт глухой –
под руки поздно взятый
расстроенный инструмент.

В положении цугцВанга
(водит стеклянный глаз),
теряет со смертью свою тождевственность.

Вдох диафрагментировав,
не угодив в коллективную полицинацию,
через помехи рацио
пробираешься,
наводишь грудную камеру.

Выставил резкость.
Всё, в объективе, замерло.


Качественная игра фонетикой и смыслами. Авторский текст. Фото для потёмков - человеческие забаненные ФБии на фоне уСВОения новоязной фени.
*****

7. Юрий Юрьевич Калашников "Собака бегает по льду"
http://stihi.ru/2022/09/10/4664
Собака бегает по льду.
Река замерзла. Сон не в руку.
Мне снилось облако в саду,
не предвещавшее разлуку.

А тут вот белые снега,
плывущие в тяжелых тучах,
потерянные берега
и пятна прошлого на кручах.

Вот-вот накроет снегопад
и потеряются навечно
и сон, и облако, и сад,
и все, что слишком быстротечно.


10.09.22.
"и пятна прошлого на кручах" заменил бы как минимум или лучше переработать второе четверостишие полностью.
А последнее четверостишие реально хорошее!
*****

8. Владислав Сергеев "Ищи под фонарём..."
http://stihi.ru/2022/09/08/1509

Ищи под фонарём –
Обрящешь мотыльков
Недвижные тельца,
Оплавленные крылья.

И мы с тобой помрём,
Для всех закон таков,
Но спрыгивать с лица
Уместно до поры ли?

Да будет ярок свет,
Крепко пожатье рук
И зрелости вино,
Журчащее по венам,

Но мой тебе совет:
Не заходи за круг,
Там страшно, там темно,
Там демоны, наверно…

2022


Немного озадачил оборот "Но спрыгивать с лица / Уместно до поры ли?" (это типа - не терять лицо, держать марку?). Но всё остальное очень даже.
И на свету-то только трупы сгоревших видны, а в темноте вообще жуть что творится. "Не выходи из комнаты, не совершай ошибку..."
*****

9. Нюта Журавлёва "Кассандра"
http://stihi.ru/2022/10/21/5314

Кассандра, дура, не позорь ворон,
не видишь разве: всё идет по плану.
Враги в глаза погибели заглянут.
В расход любого. Воин разъярён.

Кассандра, идиотка, не чуди,
живая сила станет неживою.
Пусть пацифисты пафосно завоют,
на импотентов делать ставку – дичь.

Кассандра, оглашенная, уймись.
тебе хана, безумная кликуша.
Близка победа. Вражий стан разрушив,
героев прошлых лет не посрамим.

Кассандра, вымой с мылом грязный рот.
Дурные предсказания протухли.
Горят победно в жертвеннике угли.
Ты промахнулась, женщина-урод.

...Потом был плач истерзанной земли
и выли псы протяжно и уныло.
Зря чокнутая баба голосила.
Все полегли.

19.10.2022


"не позорь ворон" - необычно, кого только не опозоришь в наши дни. Как белая ворона среди прочих.
"Зря чокнутая баба голосила. Все полегли."  А по мне, так не зря голосила - её предсказание сбылось (Не зря смурная баба голосила). И какая же она "женщина-урод" - её любви сам Аполлон добивался?
Но текст свою задачу раскрывает - хотя и вдали от Гомера.
*****

10. Евгений Аксельрод "Карлики"
http://stihi.ru/2022/08/28/3956

Правят нами, как правило,
Существа неприглядные,
С троглодитскими нравами
И плебейскими взглядами.

На общественной ниве ли,
По партийной ли линии  -
Их в начальники вывели
Языки супердлинные.

Суетясь от невежества
И играя на публику,
Матерят они с бешенством
Инородцев и «умников»;

Поклоняясь лишь «галочкам»,
Примитивны, как кролики,
Всё спешат к чужим палочкам
Приписать свои нолики.

И «закроет» Америку,
И пугнёт нас Европою
Карлик маленький, серенький,
С головою, как ж@пою.


И я о карликах писал. Куда от них деться? Прямо, но честно.
*****

11. Хелена Фисои "одиссей"
                http://stihi.ru/2022/10/20/7455

не все мы умрём но все изменимся
спеши за белым кроликом по имени VPN
ныряй в кроличью нору так глубоко как можешь
глубже глубже
ты видишь свет звезды по имени солнце
лота спешащего на гору
не оборачивайся
на содом и гоморру своего прошлого
кем бы ты ни был
не спорь с настоящим
учись у будущего
оно всегда право
ты станешь сильнее
как серфингист обуздавший волну

я одиссей
выживший во время троянской войны
не раз проходил между сциллой и харибдрой
спускался в ад
обманул ослеплённого циклопа моего времени
назвавшись никем
во избежании гибели и проклятий
за грехи предшественников
любил и предавал
был любимым и преданным
и сейчас возвращаюсь (о, тщеславие!)
мне открылся вход в мою итаку

уже другой
выросшие дети
у них много вопросов
внезапно обретённая пенелопа
где тебя носило полжизни?
брось какие наши годы!

на ты со смертью
на короткой ноге с волной
полон ответов
силы мудрости терпения больше чем у врагов
я продолжаю заново


Автор не боится смешивать образы Ветхого Завета с древнегреческими. И у него получается современность. Качественный верлибр.

12. Евгений Овсянников "алтай"
                http://stihi.ru/2023/01/17/282

Ты приедешь с алтая. Я тоже приеду с алтая.
Там ни эллина, ни иудея - орда золотая
Пчёл на пасеках смерти своих собирает двухсотых.
Слышишь, ветер свистит? Это в гильзах - оставленных сотах.

Ты теряешь слова за жужжанья встревоженным хором.
Я тебе улыбнусь: «Извиняться – напрасный декорум».
Там теперь пустота, нет ни эллина, ни иудея,
И пока не сморгнула картинка, не сгинула эта идея,
Мы ещё посидим.
Ночь черна и крепка как «Лигерос»,
Будут с нами играть в поддавки там танатос и эрос.
Все оттуда, с алтая, - и люди, и звери, и птицы,
Словно этот алтай между жизнью и смертью граница,

Ты теперь молодая пчела, ты теперь молодая,
Ну а я на валдае послушал шалтая-болтая.
Словно эхо далёкое, чувство неясного свойства,
«Что такое?», - ты спросишь. А я лишь кивну: «Беспокойство».
На излёте мотива такая тягучая кода,
Здесь у нас холода, и порой не проходит и года…

Всё теперь вперемешку – поминки, и свадьбы, и святки.
Будет разум плутать, с чем-то страшным играющий в прятки.
Нет закона на грани – парламента ли, курултая.
Приезжайте с алтая. Скорей приезжайте с алтая.

Ну это мой фаворит. Редко такие матёрые стихи пишутся. О вечном феврале и заграничном алтае, из которого на самом деле домой возврата нет.
"Мне сладко быть радостью; мне страшно стать палачом
Но одно идет вместе с другим, пока в сотах ждет мед...
Я — трудовая пчела на декабрьском белом снегу...Я знаю, что будет, и я ничего не могу"(БГ)
*****

13. Вероника Трунова "Молчание"
                http://stihi.ru/2022/09/20/6467

О, Муза молчаливая моя,
Настойчиво стоящая в сторонке!
В душе взвихряя смерчи и воронки,
Глядишь, как в ней, бесплотные, кровят

Слова, уже созревшие. Под спудом
Насильного молчания — прости —
Я их держу. И нет надежд на чудо,
А пустота, зажатая в горсти,

Лишь след ногтей оставит на ладони
Когда бессильно разожму кулак.
Всё лучшее, захлёбываясь, тонет
В растущем гуле яростных атак.
                2022


"пустота, зажатая в горсти" - красивый образ. Тишина перед собирающейся бурей слов. Муза в роли разгневанного Нептуна.
*****

14. Марго Сергеева "Сирокко"
http://stihi.ru/2022/10/03/5223

ты ждёшь её ждёшь
а она не приходит до срока
а потом придёт
и накроет тебя как Сирокко
любовная зависимость
она ведь сродни неприличной болезни
ты ложишься на кровать
сворачиваешься калачиком
укрываешься с головой
спать
а сон не идёт
он знает он верит
что кто-то где-то
любит его и ждёт
мысленно себя утешаешь
не парься подруга
вернётся вернётся он
знойными ветрами с юга

вновь дождь пеленой
багрово-красное небо
дай Боже испить до конца
эту горькую чашу
каравеллы уходят в далёкую
скорбную небыль
а девушки смотрят им вслед
и платочками машут

*
каравеллы уходят в безбрежную небыль
все моря и реки текут вспять
вглядываешься в антрацитово-черное небо
а потом закрываешь глаза
спать
уснуть бы и не проснуться до срока
так тревожно и бешено воет сирокко
так надрывно и горестно
всплакнешь невзначай
есть синоним у сирокко
печаль
в унисон всхлипнет дождь повеса
то ли вздернуться
то ли напиться вхлам
ошалевший октябрь
снова служит мессу
по ушедшим в небыль

а может по нам?

*
медный крестик у изголовья
сердце выжжено как жнивьё
по ушедшим в небыль дождь плачет кровью
по ушедшим в небытие

время вспять опять
бездорожье...
скоро сменится сирокко  на пассат
ать-два левой-левой
ни шагу назад





Тут сама задумка интересна, любовь изначально как испепеляющий южный ветер, и вот он меняется в конце концов на пассат (образ попутного ветра).
Но считывается, что любовь уже убила своих рабов, и тут противоречие - между "временем вспять" и "ни шагу назад".
Конец маяковский, подбадривающий себя - немного не в такт с настроением остальной части текста.
"по ушедшим в небытие/небыль" - троекратный повтор я бы бритвой оккама порезал.
*****

15. Ирина Пахомова Викторова "Мать Тереза"
                http://stihi.ru/2022/11/14/4483

Мать Тереза живет этажом ниже,
Любит рэп и цитаты из Фридриха Ницше,
Чистый пол без ковров и подмокших тряпок,
Выбирает лишь образцовый порядок.

Мать Тереза сбегает по лестнице быстро,
Вот в закладку ныряет сверкающий блистер,
Закрываются двери натужно, со свистом.
Эй, народ, зашибись, всё сработано чисто.…

Мать Тереза сгубила уже полдома,
Каждый пятый не просто её знакомый.
Каждый третий ей должен четыре сотни
Или душу для огненной преисподней.

Участковый не ходит давно по пьянкам,
Клей не нюхает школьник Егор Баранкин.
Не валяются дети в чердачной срани,
Все жильцы по кроватям с утра в нирване.

Где-то в Главке работает мать Тереза,
И её установка — всеобщая трезвость.
От Терезы зависят начальные скрепы,
Чтобы люди остались, как прежде, слепы...


Своеобразная мать Тереза вышла. Противоречивый стих, но идея хорошая.
По мне, так ещё шибче надо, если показывать, как добро превращается в зло.
Обычно во всеобщем протрезвлении ничего плохого нет, как и в том, чтобы дети клей не нюхали например. Скорее обратное - если не протрезвеют, то останутся слепы.
*****

16. Вера Да Юра "Не моя война"
                http://stihi.ru/2022/10/23/1964

Не моя идёт война, не моя,
не желаю больше думать о ней.
За окошком тишина бытия,
шёпот шин, да воркотня голубей.
На планете миллиарды людей,
трезвомыслящих, таких же, как я,
запирающих и душу, и дверь,
рассуждая - мол, война не моя.
А она, заполонив интернет,
просит помощи, кровит в новостях.
Боль чужая прорастает во мне,
будто мало я тяну на плечах.
Веским доводам ума вопреки
я пытаюсь пострадавшим помочь,
потому что нереально близки
мне блакитная и синяя ночь.
Потому что вой сирен мне знаком
не по роликам, что крутят в ТВ,
и летящие ракеты на дом,
и осколки на соседской траве.
Под промозглые ветра октября
небо выплачет все слезы дождём.
Не моя идёт война, не моя,
но не пишется сейчас о другом…

Действительно, о другом не пишется. И стих честный, сострадающий.
В одном месте споткнулся - "А она, заполонив интернет, просит помощи" - война просит помощи? Тут бы поточнее, не война, а её жертвы просят помощи. Страна, подвергшаяся агрессии. Но не война.
*****

17. Соэль Карцев "Буквы"
http://stihi.ru/2022/09/29/7707

Что будет снег, теперь не говори.
Забудь слова: любые буквари,
пожалуй, меньше знают о Вселенной,
чем наши губы, руки — па-де-де...
Нам не пропасть в безжалостной орде,
а продолжаться повестью нетленной.

... Теперь про снег, про буквы: эс, вэ, o;
мы кофе пьём ( ужаснее всего —
не верить, что обыденность возможна).
О милости ты буквы не моли,
которые спекаются внутри
и остывают словом непреложным.


Перекликается с "Жизнь течёт" из этого же лонга.
Любовь во времена мрака. "Нам не пропасть в безжалостной орде" - надежда важна и начало стиха сильнее последней строчки - не уверен, что эти буквы спекаются в нечто непреложное.
И приложат, и оспорят.
Стих достаточно сильный, но "О милости ты буквы не моли, которые спекаются внутри" - тут споткнулся на инверсии - единственная зацепка по технике.
****

18. Жанна Лебедева "ave Eva"
http://stihi.ru/2022/10/07/3069

аve Eva отделяя зерна от плевел
тихо абиссинской кошкой
к твоему изголовью
приникну
мой поверженный ангел
твои глаза под щитом
спокойного лба
в прохладе дождей
на нем капельки пота, тебя лихорадит
сорочка изорвана о минареты кипарисов
ты опускаешься, но снова взлетаешь ввысь

ave Eva
проникаешь в меня, просачиваясь по капле
зеленым ростком я расцветаю в твоих руках
колоситься, разметав волосы
расстегнуть корсаж, потянуться к твоему манящему
выточенному из бронзы телу
аve Eva

ласковый ангел
глазами ищешь мое синее платье
на вершине зубчатой башни
прекрасный, безупречный
ты любил меня
отверженную
что для тебя вечность?
вознесешься к небесам
азъ есмь
каждому
по делам его воздам

ave Eva негасимое сердце
я тебе подставляю губы
забери с собой мою любовь
рассыпаю звезды с платья
за меня попроси прощения
плачет о тебе
Иерусалимская дщерь

ave Eva
уносишь меня в нежность ночную
леденящее утро обжигаешь росой
в твоих руках свернусь абиссинкой
продлеваешь мне жизнь

я сохраню твою красоту для себя
лик твой цвета слоновой кости
ave Eva ave любя

октябрь 2022

Музыка верлибра чем-то похожа на Одиссея из этого-же лонга. Изначально смутило сплетение в одном "выточенного из бронзы тела" и "лика цвета слоновой кости". Ave Eva - приветствие ЛГ к Еве (или приветствие самой себе, ибо стих не от мужского лица), по стилистике "корсаж" и "минареты кипарисов" выпадают немного. Равно как сложно быть абиссинкой и Иерусалимской дщерью одновременно, но это последствия отделения зёрен от плевел, а искажать библейские образы я тоже люблю.
*****

19. Вайлит "В эту чёртову осень..."
http://stihi.ru/2022/11/04/509

Эту чёртову осень нельзя пролистать,
беглым взглядом окинуть просторы.
На дорогах, что строчках, вопросов стена,
а за ней лязгом холод затворов.
Как по буковкам снова учить алфавит,
ибо речь красотою не блещет?
Наш могучий под листьями павшими спит,
а вокруг жгут осенние свечи,
а вокруг почерневшие палки-стволы,
(будет зелень весной или сгинет?)
Тучи снежным ударным прогнозом полны,
и, увязнув в подстрочечной глине,
золотая когда-то вовсю ноябрит -
по слогам повторяйте про /ма-ма/.

Только мама ночами, что ангел, не спит
в эту чёртову осень ни грамма...

Настроение хорошо передано. Закат культуры, как поздняя осень. Будет ли весна?
Над последней строчкой ещё бы поработал (граммы бы убрал точно).
*****

20. Михаил Эндин "Недетские сказки"
http://stihi.ru/2023/01/06/5302

Слона по улицам водили.
А я мечтал о крокодиле,
о Мойдодыре и о Ко.
В Саду Таврическом в апреле
нет крокодила в самом деле,
есть пруд — совсем ни Лимпопо.

А на Бассейной нет бассейна.
В апреле мыслится рассеянно
мне с незапамятных времён.
Кому в квартире не сидится,
к тому уже не постучится
с какой-то бляшкой почтальон.

Не он ли, крадучись, в апреле
запрятал грязные шинели
на достоевском этаже?
А мне почудилась Диканька,
и Гоголь, плача, вскрикнул: «Глянь-ка...»,
не в силах сам глядеть уже...


Хорошая такая солянка из питерских образов от Чуковского до Гоголя. И не без Достоевского. Тернарная рифма всегда песенна, хотя Чуковский тут действительно недетский совсем получился.

---------------
Шорт:
5. Жизнь течёт
6. Недалёкое непрекрасное
8. Ищи под фонарём
11. Одиссей
12. Алтай
20. Недетские сказки
*****
Обзор делался по анонимному лонг-листу, при публикации восстановлены имена авторов и ссылки.

______________

Саша Неместный (Александр Михеев) Родился в Новосибирске, вырос в Киргизии, проживает в Торонто (Канада). Два технических образования - МИСИС (физика полупроводников) и York University (программист).
Обладатель дюжины рабочих специальностей от электрика и слесаря по металлу до мастера по кухонной мебели. Победитель конкурсов "Эмигрантская Лира" сезона 2021/22, Золотой Grand Германии-2019, Независимое Искусство–2019; Лауреат Кубка Мира по Русской Поэзии 2019, 2021; Чемпионата Балтии по русской поэзии 2021, призёр Международного Грушинского интернет-конкурса 2021 и прочее.
Печатался в журналах "Формаслов", "9 Муз", "Интер-фокус", лауреатских альманахах и 45-й параллели.
Страница Александра на Стихи.ру:

http://stihi.ru/avtor/zuzumbr1