Кубик Рубика с острыми гранями - пьеса Островского

Наталья Мартишина
Кубик Рубика с острыми гранями:
во Дворце Гагарина сыграли Островского.


Народный театр  «Феникс»  сыграл  12 апреля, в День Космонавтики, на сцене Дворца имени Гагарина пьесу Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

Необычная пьеса, - пьеса, где нет ни одного положительного персонажа, где все герои лгут или готовы лгать, но всё заканчивается счастливо, по крайней мере, концовка великого драматурга удовлетворяет всех героев его пьесы,  которую ( как и все остальные пьесы Островского) можно рекомендовать юношеству, желающему разбираться в людской психологии и перипетиях общественной жизни, - настолько эта пьеса предваряет всё то, что потом скажет Дейл Карнеги и иже с ним современные коучи да блогеры...

        Не зря же в одном из стольных театров — а ставилась пьеса более пятидесяти раз! - пьеса  идёт под благочестиво-методическим названием «Как выходят в люди», а в одном из театров Санкт-Петербурга та же пьеса идёт под названием детективно-осуждающим: "Дневник авантюриста".

Видимо, не случайно и то, что спектакль  в Сергиевом Посаде шёл не только в день Космонавтики, где хорошо говорить о взлетах и дорогах, ведущих к успеху и процветанию, но еще и в совпавшую с  этим днем  в 2023 году Страстную Среду — страшный день в христианской мифологии, день, когда  предали Сына Божьего и Бога, Иисуса Христа. И в этот день хорошо думать и говорить о том, чего делать не следует...

Но, конечно, 12 апреля - это день рождения великого драматурга Островского: двести лет назад 12 апреля 1823 года родился Александр Островский. И ни при чём здесь День космонавтики, а при чём день Иоанна Лествичника, день, который Русь издревле 12 апреля праздновала. Вспомните легенду: праведник Иоанн так угодил Богу молитвенной жизнью, что Бог решил исполнить какое-либо Иоанново желание. А Иоанн очень уж мечтал посмотреть Рай и вернуться обратно. Живым нельзя увидеть Рай и вернуться обратно... Но по мановению Бога возникла золотая лестница - лестница из солнечного света, золотых лучей - Ангелы праведника вознесли по лестнице - и вернули обратно. Желание было исполнено. Позже Сергей Павлович Королёв, человек верующий, предания церковные и праздничные дни народного календаря знавший, назначает полёт первого космонавта на 12 апреля. День, когда Русь крестьянская печёт печенья в виде лесенок, вспоминая праведника Лествичника ( а он еще и книгу "Лествица" написал - книгу о том, как жить праведно; должно быть, и прозвание получил от книги, а не от чудесной лестницы на Небеса) - но Королёв назначает старт на День Лествичника, тем самым вознося Господу свою горячую молитву: верни нам первого космонавта живым. Просил, напоминая: Лествичник вернулся невредимым... Есть, есть прецедент, говоря научным языком... Никто ведь не знал, как оно будет. Молиться можно и так: делами, цифрами, решениями. Господь не мог пропустить искреннего моления. С тех пор 12 апреля - День космонавтики. Nota bene (на память): он же - день Иоанна Лествичника и день рождения драматурга Александра Островского.
 
Итак, «юноше, обдумывающему житьё» - (вспомним строки Маяковского: « Юноше, обдумывающему житьё, решающему, сделать бы жизнь с кого, скажу не задумываясь...»   и едва удержимся, чтоб не продолжить в лад, типа, «делай жизнь с помощью пьес товарища Островского) -  и решающему вопрос, какие стратегии выстраивать, можно посоветовать читать Островского, Александра нашего великого драматурга, и делать все так, как он растолковывает по ходу пьес. Или делать всё с точностью до наоборот: лучше получится.

На необычную пьесу замахнулись артисты нашего народного театра. Потратили на неё огромное количество времени: три часа пьеса идёт, а сколько же было репетиций — сил и человеко-часов, сколько душевных сил «провернули» в механизмах этой пьесы артисты... Чтобы показать нам общество на сцене и тайные тропки в нём... Но — общество лжецов!

«Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а все от беспрерывной лжи и людям и себе самому...»

Эта цитата из «Братьев Карамазовых» Достоевского может быть, очень нужна современным молодым людям — людям, которые по ходу пьесы на галерке резались в онлайн-карты, шептались, спали, прикрывшись капюшонами... Потому что долгая пьеса, затянутая, как порой бывает и сама жизнь. Ну так что ж...

«Достоевский — единственный психолог, у которого мне было, чему поучиться», - сказал Ницше.

Ой, не читал Ницше нашего Островского, ой, ничего у него не читал!
 
Потому что пьеса «На всякого мудреца довольно простоты» - как раз вот про это: « не лгите». Это «не лгите» в пьесе прописано чернилами симпатическими, невидимыми ( были такие приёмы у каторжан, например, молоком было писано по бумаге, и проступали письмена таких чернил только при нагревании бумаги над пламенем свечи, темнело молоко и становились видны симпатические буквы) — прописано под текстом явным, где всё кричит: лгите, приспосабливайтесь, преуспевайте; тот плох, кто лох.

И вот идёт пьеса.

Главный герой — Глумов — хочет «проникнуть» в высшее общество, будучи уверенным в том, что все там — пройдохи и лжецы.  Он и сам такой, и даже есть преимущество: он молод и умён. Его цель — богатство, влияние. Как можно достичь? Прислуживаясь и обманывая, а при случае — жениться на богачке. С этими установками Глумов выходит в молодецкую путь дорогу, неся, как флаг, свою говорящую фамилию: волю дай, так и будет глумиться. А пройдохи на этом пути не заставят себя ждать: попадаются Глумову то и дело.

Вот  собственная матушка Глумова -  если еще не пройдоха, так сын научит, заставляя носить подмётные письма с нужной инфой и заранее упрекая, дескать, кто лучше справится, как не мать родная, любящая... Актриса Лидия Чавчанидзе и играет любовь да всепрощение,  играет обман самой себя, хотя её героиня и жалуется, что тяжело участвовать в этой "информационной диверсии" - репликам здесь действительно веришь и не ищешь подтекст: Лидия Чавчанидзе играет любящую сына, простую матушку, и тем злее афера, в которую её втягивает сын.

Вот слуги — артисты Алина Барауля и Дмитрий Белкин ухитряются небольшие роли сделать колоритными, вызывая зрительный зал на одобрительное оживление...
 
Вот компаньонки и приживалки — актрисы  Татьяна Гундорова, Нелли Толстухина, Олеся Власова, Юлия Большакова — все  артистически яркие, неповторимые.

Вот шарлатанка Манефа, - и паломница, и ворожейка, и прорицательница. Глумов «покупает» у неё возможность «пропиариться» в нужном доме. Актриса  Наталья Озерова  находит краски для своей героини: она и величественна, когда надо сказать велеречивое слово, и суетлива, когда дело идёт к тому, чтобы рюмочку опрокинуть — и от такой фарисейки зависит общественное мнение, что скажут об этом доме в иных домах... А то и скажут, насколько  душеньку Манефину  ублажили, - актриса достаточно откровенна в показе своей «героини». Да,  Манефа лжёт — она вовсе не «православная», она просто занимает эту нишу в обществе, нишу востребованную, место хлебное. К чести актрисы Натальи Озеровой надо сказать, что она очень достойно играет свою необычную героиню: не уходя ни в фарс, ни в комическое мельтешение, чем грешат "Манефы" в других постановках (например, трактовка Манефы в исполнении актрисы Ольги Васильевой в театре Табакова). Манефа Натальи Озеровой такова, какова она есть, и честно отвечает на запросы окружающего общества, то бишь - лжёт.

Вот Голутвин — человек без определенных занятий — и артист Ринат Карпушев показывает нам персонажа, способного найти себе занятия  в любом обществе, а в год написания пьесы — в 1868 — такой персонаж только берёт разгон. Но ничего — повороты истории не за горами. Будут и 1938, и 1988...  А в нашем 2023 году данной пьесе 155 лет.

Вот Иван Иванович Городулин, ещё один из опередивших время колоритных персонажей Островского — его играет артист Владимир Перегудов, играет, выстраивая не только свою роль, но и векторы отношений между героями пьесы. Ему, ловкому человеку, ещё более "ловкий человек" Глумов очень даже нужен: Городулин становится при Глумове охотником, "ловчим" человеком - ловцом человеческих душ, он скажет Глумову: "Вот вам моя рука",  и заступится, и возьмёт под крыло.

Вот гусар Курчаев — артист Игорь Дёмин играет чуть ли не положительного персонажа — вроде гусар и не лжёт никому... Но это не герой, это — антигерой, ему бы сражаться за любовь, прояснить отношения, - нет, он отходит в угол сцены и грустит...  В лживом мире либо лгать, либо молчать да грустить... а Машенька позвала — и идёт обратно... Гусар и Машенька в этой постановке составляют внешне очень красивую, картинную,  эталонную   пару — благодаря артистам И. Дёмину и А. Шешниной. Но насколько красивы их герои духовно?

Вот Машенька — актриса Анастасия Шешнина — просто упивается своей будущей ложью... Любит ли она избранника? Нет, она выйдет за того, на кого укажет тетушка — от тетушки зависит приданое, а Машенька в бедности жить не желает. Машенька кружится в танце: ведь свадьба и богатство скоро, скоро... Тётушка танцует вместе с ней...

А  тётушка — актриса Надежда Митрофанова — роскошна, грациозна, обворожительна и лукава, а если что — так она на этот счёт уже «покаялась».

А тётушкин «предмет покаяния» -  вельможа Крутицкий ( артист Пётр Василевский) — колоритен, хорош собой и умён, и прекрасно видит лесть и ухищрения Глумова — но уж больно лесть хороша, так почему бы не «обмануться»? И он, видать, по молодости «крутился», поднимаясь по общественным ступенькам... Пусть теперь покрутятся и вокруг него... Он это Глумову любезно позволяет... Два пройдохи понимают друг друга и друг другу подыгрывают... Что в том плохого? Всем хорошо.

А вот чета Мамаевых  - молодая Клеопатра Львовна — имя под стать «светской львице», каковой сия дама и является... и готова замужняя дама на измену... Вот ведь лгунья, не правда ли? Актриса Марина Кузнецова делает свою «даму» остросовременной, исполняя вокальный номер в лучших традициях караоке, и льётся сценический дым, и летают сердечки-лайки... Но в тот момент, когда Клеопатра понимает, что Глумов обманывает её — как не по-комедийному играет Марина Кузнецова! Зал будто наэлектризован её обидой, её болью... В этой точке чаша комедии, переполняясь невыплаканной слезой Клеопатры, переливается в трагедию. Заметьте — это сделала одна актриса, только своей психотехникой. Актриса действительно драматического дарования, Марина Кузнецова.

И вот, как мощный аккорд этой пьесы — Нил Мамаев в исполнении артиста Дмитрия Белякова. Фамилия персонажа, конечно, говорящая — известная по пословице «как Мамай прошёл», и идущая от того завоевателя, что остановлен был только Дмитрием Донским на Куликовом поле. Говорит нам эта деталь о том, насколько не стеснялся герой пьесы в выборе средств для своего похода в высшее общество... И преуспел! Знатный, богатый, женат на молодой красавице... Во многом этот герой — отражение Глумова. Как Глумов записывает мысли, планы и расчёты в дневник, так Мамаев раздаёт советы, не размениваясь на записи, не тратя на них время. Когда-то, может, эти советы были записями в  юношеском дневнике... Но теперь приобрели вес, стали мыслеформами, сентенциями... Советами!

Глумов и Мамаев — одного поля ягоды, но разных весовых категорий.... Где Глумов глумится — там Мамаев раздавит... Но не могут эти два героя друг к другу худо относиться, суть их — одинакова! В подхалимаже Глумова звучит искреннее восхищение, в покровительстве Мамаева — отеческое снисхождение... Глумов — «вторая голова» дракона Мамаева, патрон не только учит юнца, как ухаживать за собственной женой, он и отдать ее готов, потому как — чуть ли не самому себе... И он же  заступится за споткнувшегося Глумова, и слово его будет веско... Дмитрий Беляков вдохновенно играет этого аристократа, даря ему комедийные краски, но не снижая монументальности образа.

Главный герой — Егор Глумов — артист Игорь Грушевский -  сначала кажется дирижёром чужих поступков и судеб, - но нет... посмотрите, как он позволяет другим «дирижировать» собственной судьбой, он подлаживается, подстраивается, «подмасливает» шестерёнки  движения общества -  ситуации... Всё на пользу себе, любимому!

Я ловлю себя на мысли, что пьеса напоминает известную головоломку, "кубик Рубика", где каждую клеточку надо встроить в заданную систему. Но вот только грани у этого виртуального кубика - острые, это ведь людские судьбы, а не грани - и каждый квадратик с остриями. Как "протолкаться", не изранив душу и не покалечив души других? Глумов считает, что - можно, и мы следим за тем, как это получится.

И все бы шло гладко, и грани кубика сложились бы легко и просто, не забудь Глумов без присмотра свой дневник, - и вот уже его страсти, похищенные Клеопатрой, известны «обчеству».

Небольшая заминка.... Ну, и кубик при складывании иногда заедает, тормозит... Но вот действие движется дальше -  Глумова... прощают! Да, подлец, - но подлость его понятна. Понятна и простительна: он ведь просто хочет встать на ступеньку выше. Стать своим он хочет... Да, глуп, что попался... И не такие мудрецы ошибались... Но ничего, поумнеет... Пообтешется... Это он торопился... Будет богат  - приосанится... Главное — Глумов свой, и он нужен всем. Он понятен. А не будь его — так затешется на его место в «обчество» кто-то другой, злее, наглее, с иными лихими  целями...

Цель Глумова — жениться на богатом приданом — проста. Блистать в обществе — дадут. Найдут другую невесту, раз эта  из рук «уплывает».

Ведь Глумов не собирается разрушать это общество, - напротив, он стремится «влиться» в него, встроиться, войти. Он войдёт. И «кубик Рубика», головоломка, сложившись, покатится дальше — социальная структура, где каждый — лжец, каждый — обманщик, но все вместе — неразрывное целое.

Покатится кубик дальше, острыми гранями неправды разрывая шелка русских дорог. Но недолго: впереди — преграда, русская революция.

А может, ничего? Перескочим — и дальше?

Странная пьеса Островского, где нет положительных героев, где всё заканчивается одновременно дурно и счастливо, и непонятно, что будет с этим «дурным счастьем»  завтра...

Все пустые прорицания отдал Александр Островский в этой пьесе Манефе, а сам как драматург не сделал ни одного заявления, кроме названия пьесы: вы, дескать, зрители, и есть мудрецы, вы и смотрите; а я — просто сказал, и довольно...

Из минусов постановки можно было бы отметить только то, что она для современного восприятия несколько затянута. Одно дело — знатоки, пришедшие насладиться актерской игрой -  и таких было немало в зрительном зале. Но было и немало молодёжи, пришедшей «разобраться» в Островском. Вот они-то и заскучали. Пьеса не включена в школьную программу, вряд ли ученики читали её заранее. Можно было бы напечатать программки, где было бы указано, и кто кого играет, и краткое изложение действия, так сказать, либретто. Вот этого не хватило! А если бы проиграть пьесу чуть убыстренно, «на другой скорости»... Может быть, получился бы шедевр.

Из расспросов школьников я узнала эти жалобы — и затянуто ( ну, а что им сейчас, кроме видеороликов на пару минут, не затянуто?) , и не совсем понятно (только в конце разобрались)... Вот, с «не совсем понятно» программка и помогла бы. Разобрались бы и в начале. Продажа программок даже за небольшие деньги окупила бы расходы на печать, а люди покупали бы их на память о походе в театр.

Финал пьесы — для школьников -  напоминает знакомый финал в «Ревизоре» Гоголя. Так же общество вдруг узнаёт мнение  автора о каждом — в «Ревизоре» - из перехваченного письма Хлестакова, в «Мудреце» - из похищенного дневника Глумова. С той разницей, что Хлестаков волею судьбы погрузился в приключение; по ошибке вознёсся в глазах окружающих под небеса высшего общества  -  а Глумов, напротив, ищет такого восхождения, выстраивает стратегию,  как обманами пробраться наверх.

«Мудрец» может быть текстом учебного пособия на тему «Как выходят в люди» - так издевательски названа статья с приложенным к ней дневником Глумова в пьесе... или статья вполне серьёзна?

Но что же авторы, где же их решающее слово? Слово, что решительно отделяет зло от добра, обеспечивает зрителю катарсис («очищение души»), возглашает, как жить нужно?

Если у Гоголя всё на месте: и немая сцена, и шок чиновников от острых слов о них — как громом средь ясного неба в «Ревизоре» поражено зло! -  то в «Мудреце»  общество, аки сытый кот, утёрлось мягкой лапкой — и всё. И в общем-то, ничего.

Островский на самом интересном месте перестаёт интересоваться чувствами зрителя и оставляет финал каждому доигрывать в собственной зрительской любимой душе. Вот такой он,  Александр Николаевич Островский, непростой мудрец...

А если так, то интересно сравнить финалы - и постановки - этой пьесы в других театрах, интересно сравнить игру актеров. Можно посмотреть фильм с Юрием Яковлевым в роли Глумова.

Очень хороша постановка театра Олега Табакова, где Глумова играет  Сергей Безруков. Эта постановка есть в Интернете в записи, её легко найти. Она покорит не только классически выверенной игрой актеров, но и изысканной работой художника-сценографа Давида Боровского, рембрандтовской  стильной гаммой костюмов Светланы Калининой.

Если шоколадно-кофейно-пастельные тона постановки театра Табакова покорят зрителя редкостной красотой, то цветовое решение постановки нашего народного театра - принципиально иное. Яркие, открытые цвета нашей постановки ближе к ярмарочности, к тому праздничному театру, какой и видел сам Островский в волжских купеческих городах. И, если ярмарочная энергетика в оформлении нашего спектакля была, то ярмарочной динамики чуть-чуть не хватило.

В пьесе - посмотрите внимательней - все спешат.

Спешит Машенька с замужеством.

Спешит Глумов - надо ловить момент.

Спешат Крутицкий и Городулин со своими умными, на городское благо, "прожектами".

Спешит Манефа от дома к дому.

Автор даже даёт подсказки об этой спешке: так, слуга ошибается, говоря: "Уродливый пришёл". "Не уродливый, а - юродивый. Даже сказать не умеют!", - поправляет возмущённая тётушка. Смешон ли этот эпизод? Нисколько. Но - если слуга торопится сообщить, ошибается от сильной спешки, тогда и оговорка смешна, и смешна её поправка.  И таких "подсказок" о скорости - в пьесе не одна.

Смех в этой пьесе требует "прокрутки" её на другой скорости, нежели мы видим в современных трехчасовых спектаклях.

Эта пьеса - как ярмарочная карусель...

Пьеса - карусель...

Карусель, куда непросто вспрыгнуть, а спрыгнуть ещё труднее.

Вот потому Глумова и не отпустят из общества "на свободу", если уж он уже здесь - на этой скоростной балаганной карусели, в этом действии; не дадут спрыгнуть - удержат.

Видимо, "Мудрец" требует, чтобы играли его, не раздумывая, бросались бы в его текст, в его ткань, как в волжские холодные волны. и плыли бы соответственно - порывисто и быстро. Очень быстро. Эта пьеса требует динамичной игры на высокой скорости - как сам порыв Глумова "влететь" в высшее общество - этот порыв должен провести спектакль в том же темпе. Тогда это и будет той каруселью, которую "раскрутил" Островский.

Народный театр «Феникс» - режиссёр Ольга Марушко, художественный руководитель Александр Ломейко,  -  народный театр Сергиева Посада «Феникс» сыграл одну из самых сложных, «слаженных», интересных пьес Островского; один из его неразгаданных пасьянсов...

На всякого мудреца довольно простоты... Думайте сами....