12. Маяковскому 130 лет! Тысяча, чёрному квадрату

Владимир Конюков
12. Маяковскому 130 лет! Тысяча, «чёрному квадрату»…



     Что первичное,  Маяковский или Репин? … Мировая величина Илья Репин!
Репин сказал, показал направление к обновлению в живописи. Маяковский – идеолог, агитатор, основоположник отечественного «кубизма», развивал русский авангардизм, сам исполнял частично, участник. Основным исполнителем идеи, был художник Казимир Малевич.

Подтверждение, неоспоримое  ДОКАЗАТЕЛЬСТВО в тезисе учебников по авангардизму.
Где чёрным по белому запись, «По словам одного из критиков (а вслед за ним и художника (Малевича), "Черный квадрат" является "иконой, которую футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер".

В этой фразе Малевич отмежевывается от личного авторства не случайно… футуристы - множественное число. Авторитеты Репин и Маяковский для него незыблемы…
В 1876 году, именно Репин, находясь в Париже, Риме, ругался русскими ругательствами в адрес итальянских художников, только и рисующих католических, папских «мадонн и бесстыжих венер».
«… с Рафаэлем во главе, такое старое… Какая гадость тут в галереях!»
   
Малевич подтверждает словами фразы, первый «Чёрный четырёхугольник», позже назван «Чёрный квадрат» - произведение футуристов!
Группы футуристов, коллектива агитации и пропаганды фронта, где руководителем был поэт, художник Владимир Владимирович Маяковский.

     Некоторые мысли Малевича в своих статьях, о себе, футуристах. Обоснование направления живописи. Критика.
 «То есть предшественники художника совершили художественную революцию, которая разрушила в картине предметный мир и высвободила энергию. А в "Черном квадрате" разворачивает свое действие уже ничем не обусловленная энергия, и действует она по принципу воронки, затягивая взгляд зрителя внутрь черной бездны».

Малевич, критики, о ком, «предшественники художника совершили художественную революцию»?
Что увидел Малевич в «чёрном квадрате»?... В образном, вращаясь в кругах творческих людей начала ХХ века: Сологуба - литература, Дурнова - живопись, Репина, Маяковского. Ахматовой, провозгласившей ещё в 1911 году о небе – чёрным квадратом…

Малевич вспоминает, впервые в «чёрном квадрате», видение - он увидел мальчика.
Что это был Маяковский, не уточняет. Поэт при создании общества футуристов, рассказывал, как был увлечён «кубизмом» ещё, будучи мальчиком, ребёнком.

« … ребёнок Владимир Маяковский в Кутаиси, до переезда в столицу, учится рисовать… Местный художник увидел порыв генов древнего родства рода Маяковских по матери, кубанской казачки из… исчезнувшей народности готов.
Ребёнка  «пробило» через века, с 1902, по словам сестры, начал рисовать, с 1906 года мода на русский «кубизм»…

     Литература – это образность… «Чёрноквадратоведение» утверждает от себя, от художника Малевича, частью противоречивое.
Забывая, что интернациональный «чёрный квадрат», значится столетиями. Славянский «чёрный» юмор «чёрного квадрата», отечественной историей, отмечен с 11 века!
«В "Черном квадрате" К. Малевича изображение человека исключено принципиально. В черной зияющей бездне лиц не разглядеть, миллионы могут уместиться в черном пространстве, когда на первый план выходит логика темных сил и стихий».

И получается, Малевич пишет видение… мальчика в «чёрном квадрате» он, всё-таки, видит, но что это маленький Маяковский, не признаётся.
Почему? Оригинальное:  «Кубизм, который предшествовал супрематизму, К. Малевич называл «искусством распыления».

По-современному фривольное, «распался на атомы»… В то время художника Малевича, можно было понять, давили авторитеты… Великий Репин, молодые художники трепетали от одного внешнего решительного вида, а как скажет, так хоть сквозь землю…

Руководитель студии художников-футуристов, Маяковский взрастал поэтической глыбой. Начальник, война, ответственность:  визировал плакаты, сюжеты открыток, наброски картин, он, своим стихотворным текстом. Содержанием острой сатирой, известны были на фронтах, в тылу, в Европе.

     2023 год, 19 июля. Юбилей! 130 лет назад родился поэт, художник Владимир Маяковский.
Родился в славянском «чёрном квадрате» бытия, где тысячелетиями:
человеческая жизнь и смерть, театр – игра, сцена – лицедеи, действительность – народ.
Шекспировское обязательно, «Вся жизнь – театр, а люди все – актёры».



Продолжение следует.