Добродетели Караваджо

Светлана Леснова
Семь добродетелей в одной,
Не девице—картине-
Вписались в средне вековой
Коллаж сюжетных линий.
Неаполь Караваджо – мрак,
Но светоч милосердья,
В обход запретов и преград,
Выводит из безверья.

Не  отворачивай лица
От  жизни круговерти:
Дочь, накормившая отца,
Спасла, в тюрьме, от смерти.
Другому – смерть как благодать
Измученному телу.
Прах бездыханного предать
Земле и вверить Небу
По-христиански – долг любви.

Богоугодным делом
Должны на праведном  пути
По совести, на деле:
Укрыть нагого -разделив
Одежду с ним по-братски,
И немощного навестив,
Лекарства дать и ласки,
Устроить страннику приют,
И страждущим от жажды,
Нисколько не сочтя за труд,
Подать блаженство чаши.

Неяркий свет  не режет глаз,-
Добро порой неявно,
Творимое не напоказ,
Но укрепляет в главном.


"Семь деяний милосердия" — самая известная картина итальянского художника Караваджо, она была написана им в 1606—1607 годах по заказу церкви Пио Монте делла Мизерикордия в Неаполе, где она находится и в настоящее время.
Католическая церковь перечисляет семь телесных деяний милосердия:
1.Накормить голодного.
2.Напоить жаждущего.
3.Дать приют страннику.
4.Одеть нагого.
5.Посетить больного.
6.Посетить заключённого.
7.Похоронить мёртвого.
Обычно все деяния изображались на отдельных картинах, но Караваджо создал сложную композицию, разместив все деяния на одной картине. Справа (1-е и 6-е деяние)древнеримский сюжет "Отцелюбие римлянки", спасшей отца, обреченного на голодную смерть в тюрьме,накормив его грудным молоком.
Рядом написана сцена, в которой двое выносят усопшего, освещая дорогу факелом (7-е деяние).
В сцене левее  юноша разрезает шпагой свой плащ надвое, чтобы отдать его двум нищим (внизу, у его ног)-нагому и больному (видны костыли) (4-е и 5-е деяния).
У левого края хозяин таверны приглашает к себе странника (3-е деяние). За ними слуга странника утоляет жажду(2-е деяние).
Мадонна с Младенцем с Небес, и Ангелы, олицетворяя Любовь,Человеколюбие, наблюдают за происходящим.
Работа произвела сильное впечатление на заказчиков, и они поклялись, что впредь это творение ни за какие деньги не должно покидать главный алтарь церкви Пио Монте делла Мизерикордия в Неаполе. Ими был также наложен строгий запрет на  копирование произведения.


Караваджо -стиль барокко ( причудливый). В Неаполе очень контрастны тени.
Дух барокко, темперамент сохраняются в Неаполе по сей день.