Обычаи славян - ч. 5

Евгения Грекова 2
 
                Эпидемии 3 -6 веков н.э. 
                Русские бани. Имяречение.

                Версия:

                По мотивам книг:

 = Михаила Васильевича  Ломоносова (1711-1765)«Древняя Российская истории от начала   российского народа»
= Ширинского Сергея Сергеевича (1937-2021) "Древняя Русь и славяне".
= Валентина Дмитриевича Иванова (1902-1975))–  «Русь изначальная»
 = Рыбакова Бориса Александровича (1908-2001) «Язычество древних славян»
= Мария Васильевна Семёнова (род 1958) -  «Мы – славяне».
= Борис Антонов    «Русские цари».

       О некоторых эпидемиях в истории человечества:

Всю историю существования человечества, его преследовали массовые заболевания -(эпидемии и пандемии, которые сеяли хаос, меняли ход событий в мировом укладе, и,кроме резкого уменьшения количества населения в странах,охваченных ими,  приводили к распаду империй и смене официальных религий.

             Причины возникновения эпидемий в городах Европы.

Как ни странно это звучит, но и в наши дни бытует мнение о том, что культуры личной гигиены, санитарии в первые века н.э.население городов Европы, не знало.
Утверждают, что в городах не было канализационных стоков,а все нечистоты горожане выливали прямо из окон на улицу в сточные канавы, проложенные вдоль улиц, по которым вся грязь стекала в реки. Грызуны (мыши, крысы) чувствовали себя вольготно, с ними никто не боролся. Мылись горожане редко, и,чаще всего, в одной лохани всей семьей, практически без смены воды.

*****Считается, что этому периоду времени европейское население обязано появлением шляп с широкими полями, и духов(для перебивания неприятных запахов.*****

...В поисках возможных причин возникновения эпидемий современные  учёные исследовали ледяной керн, взятый на высоте 4,5 тыс.м. из ледника на границе Италии и Швейцарии. Им удалось доказать наличие связи между изменениями климата на земле и ростом массовых заболеваний населения.
Повышенная влажность  воздуха  способствовала росту популяции блох – основных переносчиков чумной палочки. Кроме того, холод, неурожаи, и,как следствие,  недоедание населения, способствовали снижению иммунитета у людей и их невозможности сопротивляться болезням.
 
Чума «Антонинов» (165-180 гг.н.э.) и, более поздняя, чума Киприана (251-270 гг.) по утверждению историков, являлись вспышками двух разных болезней - оспы и кори. Чудовищная гибель населения от двух эпидемий может свидетельствовать о том, что люди ранее не подвергались воздействию ни одной из этих болезней, которое помогло бы выработать иммунитет у выживших. Население уменьшилось на миллионы.
Попутно исследователи подтвердили одну из гипотез о жертвах эпидемий: прежде считалось, что  эпидемии  косили  всех без разбора -  богатых и бедных. Однако новые данные говорят о том, что подавляющее большинство жертв чумы, и других инфекционных заболеваний, всё же, были людьми бедными, лишенными доступа к приемлемым условиям жизни и к достаточному и качественному питанию.

Похожая ситуация возникла во время первой зафиксированной мировой эпидемии чумы в VI веке нашей эры, которая в Европе получила название «Юстинианова чума», по имени правившего с 527 по 565 годы  Византией, базилевса.

***** В конце ХХ века совместная работа археологов и генетиков многих стран, в т.ч. России, помогла установить наиболее вероятный маршрут и виновников  распространения чумы: от пустыни Гоби по Великому Шёлковому Пути блохи,  носители чумной палочки, живущие в шерсти грызунов, "добрались" до Крыма, откуда болезнь распространилась по всей Европе, пройдя через Египет, по Северной Африке, Аравии Азии, дошла до Константинополя...К 549 году  достигла Британии и Ирландии.

*****Крысы наносят человечеству колоссальный экономический ущерб, уничтожая продукты, повреждая посевы, нанося вред строениям. Также крысы являются разносчиками порядка 20 опасных инфекций: (чума, лептоспироз, сальмонеллез, трихинеллёз, псевдотуберкулёз и другие), 8 из которых представляют для человека смертельную опасность.
Истребление крыс с использованием различных ядов и химикатов не даёт ожидаемого результата: организм животных быстро приспосабливается к воздействию химических веществ и вырабатывает стойкий иммунитет к токсинам.*****

Византийский историк, современник Юстиниана, и очевидец этого события Прокопий Кесарийский писал: «От чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил - на острове, или в пещере, или на вершине горы. Много домов опустело, и случалось, что многие умершие, за неимением родственников или слуг, лежали по нескольку дней не сожжёнными. В это время мало кого можно было застать за работой. Большинство людей, встреченных на улице, были те, кто убирал трупы. Вся торговля замерла, все ремесленники бросили своё ремесло».
Параллельно с ней,  такая же эпидемия вспыхнула в Китае, что также, возможно,  было следствием контактов между Китаем и Индией, между цивилизациями Запада и Дальнего Востока.
Для населения Запада и Дальнего Востока это была «новая болезнь». К ней не было иммунитета. Поэтому последствия её были  ужасными...   
В условиях роста числа городов, антисанитарии, постоянных войн в Европе эпидемии чумы не прекращались ещё три столетия.

                ***** Значение Великого Пути:

Великий Шёлковый Путь -  система караванных торговых путей, соединявших, начиная  со 2 века  до н.э. до 15 в. н.э., страны Евразии – от Западной Европы до Китая. Этот  путь был самым протяженным (более 7 тыс. км.), а  время  его прохождения составляло от 200 до 300 дней и более. Можно только предположить в каких условиях находились путешественники во время  пути.
Этот Путь не только благоприятствовал установлению и развитию торговых отношений между народами, но и способствовал укреплению дипломатических отношений между странами Востока и Запада.
Благодаря этому Пути произошло знакомство различных народов с новыми потребительскими товарами. От их распространения в большей степени выиграла Западная Европа, куда из Китая завозились не только шёлковые ткани. Пряности начали широко использоваться для изготовления лекарственных препаратов и для консервации продуктов длительного хранения.
По этому  Пути распространялись  не только сами товары, но и информация об их изготовлении. Вначале шёлк производился только в Китае, затем в I–II веках н.э. шелководство проникло в Восточный Туркестан, а в V веке – в Иран. В VI веке император Византии организовал шелководство в Греции, уговорив, как гласит легенда, монахов-путешественников тайно привезти ему в полом посохе яйца тутового шелкопряда.
Бумага, изготовленная по китайским и среднеазиатским технологиям, стала вытеснять пергамент и папирус, удешевив при этом тиражирование рукописных книг.  Покупая вначале бумагу у купцов с востока, европейцы с XШ века начали изготавливать её сами.
Важна роль Великого Пути и в развитии географических знаний. Только после появления этой сквозной торговой трассы европейцы и китайцы впервые смогли узнать о существовании друг друга и получить хотя бы приблизительное представление обо всех цивилизациях Евразии.
Относительно точные знания о размерах Евразии и об особенностях разных стран Востока,  Западная Европа получила только в конце XШ – начале XIV века, после того, как некоторые из европейских купцов и миссионеров,(в том числе легендарный Марко Поло) смогли лично пройти весь Шёлковый Путь из конца в конец, и написать об этом книги, которые имели в Европе огромную популярность.
Учёные решили проверить, чем болели  «участники» Великого Шёлкового Пути. Им удалось доказать, что заразные болезни  (чума, ящур, проказа, и др.), могли «путешествовать»  вместе с участниками  каравана, проникая в Европу из Азии,  и вызывать эпидемии.*****

Всего по примерным подсчетам эпидемия чумы, начиная со 2 до 7-й  век  н.э. унесла около двухсот миллионов жизней. Но примерно через 60 лет пандемия пошла на убыль, оставив только редкие очаги заболевания.
 Вместе с распространением  эпидемии, люди теряли веру в старых богов. «Чума Антонинов» (165-180 гг.) привела к депопуляции Римской Империи, и подготовила условия к её разделу на Западную и Восточную.

                ***** Раздел единой Римской империи:

17 января 395 года Римская империя разделилась на Восточную и Западную. Эпоха Римской империи подошла к концу. В этот день скончался последний император  Римской империи Феодосий I Великий. Перед смертью он осуществил мирный раздел (административное деление) Римской империи между своими сыновьями.Старшему сыну, Аркадию, досталась Восточная часть империи со столицей в Константинополе (Византия), а младшему - Гонорию, отошла Западная часть. Феодосий считал,что  навести порядок на меньшей территории легче, чем на огромной. Увы, такое решение не спасло ни Римскую империю, ни её народ.
 
Западная часть в  отличие от Восточной,  постоянно подвергалась набегам более сильных варваров – выходцев из суровой Центральной и Северной Европы. Эти набеги окончательно подкосили мощь страны.
 В результате 4 сентября 476 года вождь варваров, Одоакр, низложил последнего императора – юного Ромула Августула, основав новое государство – Италию. Западная Римская империя,  менее чем через сто лет, окончательно была упразднена в 476 году.
 На развалинах Западной Римской империи возникли варварские королевства, из которых со временем образовались многие современные европейские государства.
Восточная  часть Римской империи просуществовала до 1453г.*****

                ***** Слово  «варвар»  (в оригинальном произношении – барбарос) появляется в древнегреческом языке довольно рано. Варвар – это любой, кто не эллин, «другой»,  «чужой». У Гомера встречается производное от него прилагательное «барбарофонос» - (в  русском аналоге - «говорящий  по - варварски»,
Формирование понятия «варвар», считают учёные, следует отнести к несколько более раннему времени – VII–VI вв. до н.э. Первоначально слово не носило негативную окраску, а смысл его был далёк от современной трактовки.
Позднее слово «варвар» перешло к римлянам, но получило другой смысл. Для жителей Римского государства «варвар» – это грубый, необразованный человек. Так стали называть северные народы, которые по развитию культуры намного отставали от населения Балканского полуострова и Италии.
Переломным моментом стали греко-персидские войны, тяжело давшиеся эллинам. Стал формироваться негативный образ человека не греческого происхождения и создаваться стереотип «варвара» – трусливого, коварного, жестокого человека,   ненавидящего Грецию. *****

 На Дальнем Востоке распалась Ханьская Империя. Появились «религии спасения» - христианство и буддизм. На Западе общество за короткий период стало христианским, на Дальнем Востоке - буддистским.
Огромные территории в Восточном Средиземноморье, Малой Азии и Северной Африке  обезлюдели. Образовался политический и демографический вакуум, который  быстро заполнился сторонниками ислама. Историческим последствием чумы стало появление арабского государства, и ислама, как мировой религии.)
В Древней Руси в более поздние века «моровых поветрий» (как называли у нас эпидемии) было меньше чем в Европе. Справедливости ради, надо сказать, что данных за первую половину первого тысячелетия н.э. о заболеваниях  населения  на территории Руси пока не найдено .
В периоды до формирования древнерусского государства,(П век — половина УП века н. э.), на территории Руси укрепленных поселений (городищ) не существовало. Во всяком случае, письменных свидетельств о наличии  на Руси городов ранее IX века не известно.
                *****Первые города на Руси:

Начиная с 1Х  века в Среднем Поднепровье, Поднестровье и Побужье происходит преобразование поселений, расположенных в низинах, из незащищённых селищ в  городища, устраиваемые на высоких местах, обеспечивающих естественную защиту. Далеко не все такие городища имели постоянное население, часть из них являлась городищами-убежищами.

В IX-X веках на Руси  упоминаются 25 городов, в XI веке - ещё 64, в XП веке –  возводится 135,  и в XШ веке к ним добавляются ещё 47 городов. Всего ко времени нашествия Батыя (или всё же - гражданской войны между  княжествами?)  Киевская Русь насчитывала до 300 городов или в среднем по 20-25 городов  на каждое  княжество. Помимо них существовали безымянные укреплённые поселения, порой довольно крупные, которых  было более тысячи...
 Крупные города имели сложные оборонительные системы. Характерной чертой русского города XI—XШ веков было обязательное наличие церкви или храма. В самом крупном городе княжества находилась княжеская резиденция. Дополнительную степень защиты имел «детинец». (Д.- внутреннее укрепление в средневековом русском городе, прикрывавшее княжескую резиденцию и двор церковного владыки стенами и башнями. Термин "детинец" употребляется в летописях до 14 в., позже заменяется названием кремль).  Укрепления покрывали значительную территорию, в случае опасности за ними могло укрыться не только население города, но и его окрестностей.*****

Ограниченность торговых контактов с «грязной» заражённой Европой, обширность территории, отсутствие городов до 1Х века, и, что не менее важно: чистоплотность русской нации, возможно, спасали Русь в этот период от бесконечных эпидемий.
 
*****В 1Х веке на Руси начинается интенсивное строительство городов: 859 год – Новгород;  860 – Киев; 862 г. – Изборск, Полоцк, Ростов, Муром, Ладога,  Белоозеро. *****

С началом урбанизации пограничные города становятся центрами распространения  эпидемий.
Первая в истории русских земель эпидемия  началась в Полоцке в 1092 году. Часть  историков считает, что это было исчезнувшее ныне заболевание, вызванное массовым отравлением спорыньёй; другие же считают, что это была эпидемия гриппа. Во всяком случае, потери были большие: в том году за три месяца в Полоцке от Филиппова дня  до Мясопуста было продано 7 тысяч гробов.

*****Филиппов день – 27 ноября. Мясопуст - точной даты не имеет; отмечают за 2 дня до Масленицы и за неделю до Великого Поста) *****

Грипп, называемый в Европе influenza, царил там с XI века и накатывал на Русь из  германских земель. В XIП веке он волнами вспыхивал  в Новгороде, Ростове и  Суздале, унося тысячи жизней.
Мор 1230-1232 годов на Смоленской земле унес 32 тысячи жизней. Но это была не инфекция, а страшный голод.
Несмотря на то, что в Италию чума пришла в 1247 году, Русь не знала этого ужаса ещё 150 лет. Оспа тоже до Руси  «дошла»  только в  XIV веке, как и проказа.

                Русские бани. ИмяНаречение.

Карамзин в книге «История государства Российского» публикует свидетельства иноземных путешественников, которые посещали Русь в древние времена: «Житель полуночной земли любит быть в движении, согревая им свою кровь. Становится адаптирован к частым переменам воздуха и укрепляется терпением...Ни в грош не ставит непогоду, присущую северному климату...Закаляется с помощью своей огненной бани».

Точная  дата, когда на Руси появились первые бани, не известна; создаётся такое ощущение, что она была всегда, так прочно связан её образ с историей России.
На самом деле, на территории Руси баня появилась задолго до славян. Геродот доказывал, что жившие в далёком прошлом древние скифы (примерно V-I века до нашей эры), уже знали секрет бани и активно ею пользовались. Из его описаний совершенно ясно, что скифы довольно часто устраивали что-то похожее на походную баню для того, чтобы помыться, вылечиться и просто расслабиться и отдохнуть.
Скифы покрывали жерди войлоком, после чего скрепляли их, и получался некий шалаш. Потом вносили металлический чан с раскалёнными камнями, на которые кидали семена конопли, от которых сразу шёл приятно пахнущий пар. Находящиеся в шалаше люди не только сильно потели, но и лечились, вдыхая душистый целебный пар.
 
Геродот отмечает: «По сравнению со скифской баней, эллинская – просто  ничтО.  Наслаждаясь своей баней, скифы просто вопят от счастья и удовольствия». Перед тем как париться в бане, скифские женщины растирают на камнях кусочки хвои и коры кедра, кипариса, а также других приятно пахнущих растений. В этот порошок наливали немного воды, чтобы получилась однородная густая масса с очень приятным ароматом; этой смесью женщины натирают всё тело, и после смыва, тело становится  чистым и блестящим».

В  «Повести временных лет»  Нестор описывает то, как апостол Андрей в 1 веке н.э. отправился к землям славян. По преданию, святой Андрей, распространяя идеи христианства, пришёл на киевский холм около берега реки Днепр (место, где сейчас находится чудесная и величественная Андреевская церковь), и начал там проповедовать Слово Божье, после чего спустился с холма и отправился вверх по течению реки. Он дошёл  до места, где сейчас находится современный Новгород.
 
***** Почитание апостола Андрея на Киевских землях наступило после Крещения Руси в 988 году. Тогда, предположительно, родилась легенда о посещении Андреем Первозванным киевских холмов над Днепром, на одном из которых апостол установил крест и предрек рождение великого христианского города с множеством церквей.
«Повесть Временных лет» - наиболее ранняя из сохранившихся в полном объёме русских летописей. Создана в Киеве в 1110-х годах. Составила основу большинства более поздних русских летописей. Охватывает период истории, начиная с библейских времён во вводной части, и заканчивая в третьей редакции 1117 годом. Авторы – Нестор Летописец, игумен Сильвестр и др. (Википедия)*****

Андрей был поражён  увиденным  в землях славян. По возвращении в Рим, он   записал:  «Видел бани древены...И как нажарят их румяно, от одежд сволокутся, и, взяв молодое прутьё, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остуживают холодной водой истомлённое тело своё, или выбегают голышом на мороз и бросаются  в снег...  И опять оживут. То творят  омовенье себе, а не мученье».

Славянские племена с давних времен умели заботиться о чистоте своего тела. В  банях не только мылись, но и избавлялись от усталости и простуды, закаляли своё тело, что способствовало их стойкости к заболеваниям.
Баня  для славян являлась почти священным местом, объединяющим четыре главные стихии: Огонь, Воду, Воздух и Землю. Считалось что посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий, и становился крепче, сильней, здоровей... В русском языке бытует пословица: «В  бане помылся, будто заново родился». Веник является украшением и символом русской парной бани, и инструментом  в  лечении и профилактике многих болезней.
Баня была обязательным атрибутом в жизни русского человека, и, хотя бы одна, непременно была в каждом русском поселении; более того почти во всех домах была своя, отдельная баня, которая при освоении семьёй нового места всегда возводилась в первую очередь.

 На Руси было три вида  бань: «чёрная», или  «курная»;  «белая», и баня в русской печке – «влазня».  Для удобства бани строились на берегу озера, речки или хотя бы недалеко от колодца.

             Высказывания о русских банях известных людей:

Испанский врач Антонио Нуньес Риберо Санчес,(ХУП век), который долгое время работал лекарем при дворе императрицы Елизаветы Петровны, издал в Европе книгу «Уважительные сочинения о русских банях».
 
...«Искреннее желание моё простирается только до показания превосходства Бань Российских перед бывшими издревле у греков и римлян, и  находящимися ныне во употреблении у турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней.
Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага»...

Камер-юнкер Фридрих Берхольц (1699-1765) в своих записках о России пишет:
«Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней, по крайней мере, раз, если не два, в неделю»...

Историк Леонид Васильевич Милов (1929–2007): «Старательная крестьянская жёнка детей своих каждую неделю мыла раза по два и по три; белье каждую неделю на них переменяла, а подушки и перины часть проветривала на воздухе, выколачивала. Для всей семьи обязательна была еженедельная баня».
             ===================================

...В банях, вдали от чужих глаз, женщины рожали детей. Чтобы запутать нечистую силу, ребенку давали два имени, хорошее и плохое, например, Любава и Ненашка, Богдан и Криворотка.
После рождения, обычно на третий день (но не позже чем на 16 –й), родителями ребёнку давалось имя. Нельзя было нарекать ребёнка именем отца, брата, сестры, вообще кого-либо, кто уже носит это имя в том же доме. Основывалось это правило на том, что у каждого человека есть свой хранитель в зависимости от имени, и, если в одном доме два человека названы в его честь, то он не в состоянии уберечь каждого из них...
Вплоть до  ХУП-ХУШ  веков на Руси существовал и обычай давать ребенку, кроме официального, ещё и потаённое имя, которое давалось ему волхвом или знахарем.
Мирское имя давалось жрецом, исходя из задач ребенка, которые он должен решить  именно в этой жизни, то есть это имя было временным, а тайное имя - это настоящее имя его души, которое он получал на всю жизнь.
 Во время обряда «Имянаречения», смывались детские имена (обряд проходил в текучей воде), и, вместо детского, давались два взрослых имени: одно из них общинное, под которым чадо все знали, а второе тайное,- оно хранилось в глубокой тайне, и его не ведали ни отец и ни мать.
 
(Добрыня-добрый человек; Благомир (приносящий благо в мир; Велеслав (славящий Велеса); Мстислав (славный защитник); Пересвет(мудрый, светлый)...
Имена женщин должны быть легко произносимыми, не выражать чего-либо ужасного, обладать ясным смыслом, быть благоприятными и благозвучными, и содержать выражение благословения:
Агния (непорочная); Анастасия (возвращённая к жизни); Богдана (данная Богом);  Дарья (побеждающая),  Варвара (пришедшая откуда-то)...

...Третий век – век  эпидемий,               
Что ловил всех на аркан;
А в Руси о той проблеме
Данных нет,- густой туман. 

Правда, не было в то время               
Городов в земле славян,-
Потому и «вражье семя»
Было в статусе «незван».         

Выкосила пол-Европы.               
Века третьего чума.
С Запада и до Востока,-   
Много бед с собой  несла:

Разрушались государства,-               
И религий смена шла;
Исчезали из Пространства
А беда ползла...ползла…

И «победный» ход болезням               
«Поощрял» Великий Путь;
Открывал дорогу бездне:
Ни вернуться, ни свернуть.

...Век шестой - и вновь явилась,               
Человечеству грозя.
Мёртвой хваткою вцепилась,
Жертвы смерти поднося.

В Персии и Византии               
Войны длились много лет,-
Порождали пандемии,            
Оставляя страшный след:

Средиземноморье пусто,-               
Нет людей по рубежам,
В Малой Азии - не густо,-
Бед и там не избежать.

Больше сотни миллионов               
Выкосила за века.
Нет спасенья ни на тронах,
Ни в лачугах, ни в домах…

Горькая  беда  минула               
Русь, в дорогах колеся.
Или что её спугнуло?
Много позже в Русь пришла.

Возникали те болезни               
В пограничных городах;
И незримы, бестелесны,-
Сеяли великий страх.

Проходили через грады               
Киев, Новгород, Смоленск
Караваны без преграды,-
С ними вслед – и горя всплеск.

В Полоцке болезнь залётна,-               
Отравленье спорыньёй?
Скажет, точно, кто сегодня,
Не греша перед собой?

...В Новгород, Ростов и Суздаль               
Накатил волною грипп.
И итог его был грустен,-
Незнаком досель был "тип"
   
*****************************

...Русь без бань не представляю,-               
(Будто солнце без лучей).
Запах бани обоняю,-
Связано здоровье с ней.

Дом без бани – это нЕчто,-               
Не бывало так в РодАх.
Ставилась она у речки
Иль на берегу пруда.

По субботам мылись в банях,-               
Этот древний ритуал
Их здоровью был охраной,-
От простуд славян спасал.

В них  на камни воду лили,               
Создавая влажный пар;
Веником берёзы били,-
С непривычки, то – «кошмар».

Изгонял всю хворь из тела               
Сверх-горячий влажный пар;
Тело парилось и млело;
А в душе пылал пожар.               

И, напарившись, с разбегу               
В пруд  ныряли с головой;
Или обтирались снегом -
Дело было, коль зимой…

А потом опять в парилку               
Под берёзовый массаж;
Чтобы тело было в силе,
Баня – верный друг и страж.

Лишь  славяне после бани               
«С лёгким паром», говорят.
Никогда не смогут ванны
Заменить их пользы ряд.      

Ах ты, баня, баня, баня,-               
Ключ к здоровью тел, души;
«КУрна», «белая» и « влазня»
Хворь любую «иссушит».

«Не сравнима с «римской баней»,-               
Как историк говорит,-
Не принять нет оснований:
Мысль векам принадлежит.
               
В банях женщины рожали               
Прячась от «нечистых сил».
Детям имена давали,               
Втайне он одно хранил.            

Имя то никто не знает,               
И ни мать, и ни отец,-
Его смыслу он внимает.
(Дал ему то ИМЯ жрец).

В имени  код жизни спрятан,-               
Не давалось просто так,-
Оберегом - «семь печатей»;
Для души охранный знак.

Если помыслами злыми               
Кто-то хочет запятнать,-
Он, корнями родовыми,
Зло сумеет обуздать.

Очень  много разных мнений               
Есть о людях, что в Руси
Жили в сотнях поколений!
Было как? Уж не спросить…               

Отгремели, отшумели               
Те века,- их бледен след.
Новые взошли апрели,-
Пишет каждый свой сюжет…

Продолжение следует:
===============================

Отклик Николая Вершинина:

Трудом я Вашим дорожу,
Евгения, в себе держу
Те знания, что приобрёл,
Теперь здоровьем, как орёл...
Мне в "чёрной" бане довелось
Помыться в детстве... Повелось,
Как не старайся, где-то сажа,
И на носу бывала даже...
Но было жарко - без сомненья,
И мылись так ведь поколенья!
Весь мир сегодня показали,
На взгляд славянский указали!
==============================