Пророк Мани и манихейство

Юрий Сенин 2
«…Попал я в среду людей, горделиво бредящих, слишком преданных плоти и болтливых. Речи их были сетями дьявольскими, птичьим клеем, состряпанным из смеси слогов, составляющих имена: Твое, Господа Иисуса Христа и Параклета, Утешителя нашего, Духа Святого».
Так в «Исповеди» Августина начинается описание девятилетнего периода, когда будущий отец церкви разделял учение манихеев.

    Мани; (14 апреля 216 в Мардине, Ктесифон, Парфянская империя — 274 или 277, Гундешапур, Сасанидская империя) - духовный учитель, основатель манихейства, древнеперсидский художник и поэт. Настоящее имя - Сураик, сын Патика (или Фатак (др.-греч. ;;;;;;;;). У христианских писателей сохранилось его собственное имя, в искажённой форме Курбик, но известен он под своим почётным прозванием: Мани, означающее «дух» или «ум». Чрезвычайно интересный персонаж, оставивший след в человеческой цивилизации, заметный след, хотя для многих неизвестный. Забытый пророк, религия и взгляды которого простирались от Британских островов до Китая и Индии. 
   Итак, Мани был сыном Патика, выходца из Хамадана, и Марии, принадлежавшей к еще правившему царскому роду Аршакидов. Еще до рождения сына, семья перебралась из Мидии в Вавилон и поселилась в Ктесифоне, где-то здесь и родился Мани. Патик оставил языческую веру и вступил в религиозную общину крестителей. Об этой секте ан-Надим оставил сообщение, что «себя моющие», учат, что следует не только совершать ритуальные омовения, но и мыть все, что предназначено для еды. Родоначальником секты был некто ал-Хасих. После опубликования «Кёльнского кодекса Мани» стало понятно, что это иудео-христианская община (Хосроев, см. литературу). Когда Мани было четыре года, отец взял его в свою общину. В двадцать четыре года Мани получил откровение, в котором ему было велено порвать с сектой и отправиться проповедовать свое евангелие истины. У Мани в секте постоянно возникали несогласия по поводу самого учения и ритуальной практики крестителей, которые закончились тем, что они его просто избили. Но к молящемуся и плачущему Мани пришел его помощник и защитник Двойник и объяснил ему, что ему нужно уходить и отправляться по миру со своим учением. Мани с двумя учениками, Симеона и Авизахии тайком (даже от отца) покинули общину и пришли в Ктесифон. Через некоторое время к ним присоединился Патик. Это начало манихейства, апрель 240 года.
    Манихейство представляло собой сплав христианства, зороастризма, иудаизма, буддизма и др., заново осмысленных под влиянием гностицизма. Благодаря синтетическому характеру учение успешно распространилось из Персии и на Запад (Римская империя), и на Восток (Средняя Азия, Китай), где просуществовало до XVI века. Учение изначально обладало невероятной способностью так адаптироваться к самому разному религиозному окружению, чтобы подчеркивать свою притягательность.
    Манихейская доктрина имеет выраженные гностические черты, она основана на дуалистических представлениях о мире как состоящем из двух начал - света и тьмы. Согласно манихейскому мифу о сотворении мира, вначале верхним царством света управлял Зурван, «Бог-отец» или «Отец света», а нижнее царство тьмы принадлежало Ахриману. После того как Ахриман напал на царство света и поглотил одну из его частей, свет и тьма смешались. За этим последовал ряд этапов творения. «Отец света» призвал к жизни многих богов и по образу дивов создал мир в том виде, в котором тот существует и поныне. Потом он сотворил небесное колесо для постепенного очищения света и отделения его от тьмы с целью возвращения света к его первоисточнику. По этой причине материальный мир обладает нечистой и темной природой, представляя собой темницу, в которой как пленники заключены частички света в их разных ипостасях — прежде всего в виде души, заточенной в человеческом теле. Спасение человека состоит в том, чтобы познать эту суть вещей, следуя принципам манихейской веры.
    Последователи манихейства разделялись на «избранных» и «внимающих наставлениям». «Избранными» считались манихейские жрецы и духовные наставники, а «внимающими» — обычные люди. «Внимающие» были обязаны возносить молитвы, поститься в определенные дни, соблюдать религиозные запреты, воздерживаться от недозволенной пищи (например, мяса) и греховных поступков, исповедоваться и каяться, участвовать в массовых ритуалах и всеми силами помогать «избранным». Строго соблюдая все эти религиозные правила, «внимающие» могли надеяться на то, что в следующей жизни они станут «избранными» (приверженцы манихейства верили в реинкарнацию). Принадлежность к классу «избранных» подразумевала исполнение более строгих правил. «Избранные» не имели права вступать в брак и готовить пищу, должны были отстраняться от материальных благ и чаще соблюдать пост. Они надеялись, что после смерти заключенный в их телах дух освободится и перейдет в светлый рай.
    В эсхатологии манихейства считается, что с наступлением конца мира все частицы света должны вернуться к своему истоку. После короткого периода, когда восторжествует манихейская вера и появится Спаситель (Иисус), который воссядет на троне, боги — хранители неба и земли — дадут свободу всем частицам света и они соединятся в одно целое, породив огонь. Этот огонь будет пылать 1468 лет, и он сожжет всё вокруг для полного освобождения частиц света. Дивы, Ахриман и все материя будут заключены в глубокий колодец, жерло которого закроет огромный камень, а мир вернется в свое исходное состояние, когда свет и тьма были разделены.
   Вся деятельность Мани происходила при Царе Царей (Шахиншахе) Шапуре I. Мани познакомился с Шапуром на его коронации, он проповедовал, и его проповедь произвела на него глубокое впечатление, и он дал разрешение Мани свободно проповедовать свое учение по всей территории государства.
   В 273 году умер Шапур, трон унаследовал его сын Ормизд I. Как и его отец, новый царь благожелательно отнесся к Мани и его религии. Но Ормизд правил не больше года, и после его смерти приемником стал его брат Бахрам I. Мани путешествовал в это время в направлении Кушанского государства, и в этот момент его настиг царский запрет ехать в Кушанское государство. Мани отправился в Ктесифон и по дороге он предрёк свое распятие. Он сказал спутникам: «Смотрите на меня и насыщайтесь мной, дети мои. Ибо телесно удаляюсь от вас» (Манихейские проповеди). Известно, что царь получил донос, фактически это было дело рук магов, представителей зороастризма. «Мани учил против нашего закона». «Законом» всегда считалась признанная зороастрийская религия. Такие нарушения закона религии считались «преступлением против Бога» и обычно карались смертью в сасанидском праве, правда в поздне-сасанидском.
   Далее, состоялась встреча Бахрама I и Мани, фактически допрос. Мани спросил, чем он провинился, и сказал, что он не сделал царю ничего плохого, и что он многих лечил и поднял с одра. Коптские источники добавляют, что Бахрам спросил Мани, почему его пророчества сообщаются Мани, а не царю. Мани смог лишь ответить, что такова воля Божья.
   Допрос кончается тем, что Мани напоминает царю о благодеяниях, которые оказали ему Шапур и Ормизд, и в заключение говорит: «Делай со мной, что хочешь». Мани было 60 лет.
   Тогда царь приказал заключить Мани в оковы. Три цепи наложили на его руки, три пары кандалов на ноги и одну цепь на шею. Затем оковы запечатали и его отвели в тюрьму. Этот способ наложения оков хорошо известен из христианских деяний мучеников. Скованный таким образом Мани провел 26 дней до своей смерти. К нему допускались его ученики, он беседовал с ними. Он умер от истощения, при этом присутствовали манихейский священник Уззай и двое «избранных».
   Известие о смерти Мани привело к тому, что в город Бетлабад стекались огромные толпы людей. По приказу царя тело Мани проткнули горящим факелом, чтобы убедиться, что он действительно умер. После этого мертвое тело разрезали на куски, а отрубленную голову Мани поместили над городскими воротами Бетлабада. Останки позже были захоронены учениками в Ктесифоне.
   Существует несколько версий смерти Мани. Эти версии возникли до открытия манихейских текстов и под влиянием антиманихейской литературы. У Епифания есть рассказ, что царь «приказал содрать с него кожу тростниковой палочкой и до сих пор его содранная тростником кожа, набитая мякиной, находится в Персии». Феодорит говорит о том, что схваченный царем Мани «претендовал персидское наказание: содрав с него кожу, его бросили собакам». Но сейчас считается, что Мани умер в темнице своей смертью. Смерть Мани стала называться «крестной», с самого же дня смерти манихеи начали вести собственное летоисчисление, и стал для них днем их главного церковного праздника, а именно праздника Бемы
   После смерти Мани приверженцы его вероучения подверглись в Иране гонениям, и они стали переселяться на восток и запад. Результатом этих переселений стало распространение манихейства в Туркестане и Китае на востоке и в Европе и Африке на западе. Поэтому четвертый век нашей эры называют столетием западного манихейства. Но из-за своей догматики и строгих культовых предписаний, а также из-за противодействия со светскими властями, манихейское вероучение скоро пришло в упадок. Примерно к концу VI в. на западе и к началу VIII в. на востоке манихейство прекратило существование.
    В числе самых важных книг манихейской религии, приписываемых авторству самого Мани, - «Живое Евангелие», «Сокровищница жизни», «Шапуракан». В отличие от других книг, написанных на арамейском языке, «Шапуракан» написан на среднеперсидском. Считается, что это произведение было посвящено Сасанидскому царю Шапуру I. До наших дней дошли лишь фрагменты этих произведений, которые встречаются в манихейских текстах, найденных в Турфане (Китай) (об этом подробно у Хосроева, там же фотографии коптских, уйгурских и среднеперсидских манихейских фрагментов), а также в виде цитат в книгах других авторов.
    О влиянии манихейства на блаженного Августина я напишу отдельно в главе об Августине.

1. Гео Виденгрен. Мани и манихейство. Санкт-Петербург. «Евразия», 2001
2. А.Л.Хосроев. История Манихейства. Санкт-Петербургский государственный университет, 2007

"Казнь Мани". Миниатюра из Шахнаме Демотта. 1315 г. Тегеран, музей Ризы Аббаси
23.4.2023