Разговор двух вольных мужчин

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
Двое мужчин, попросившиеся в иллюстрацию, – это знаменитые актёры Голливуда Джек Николсон и Морган Фриман в фильме «Пока не сыграл в ящик».


Диалог, превращённый в рифмованное произведение, вполне мог произойти между мной и Константином Гвинном (настоящая фамилия – Хомутов). И пояснения, предваряющие стихотворение, могут иметь к нам обоим прямое отношение. Да и другая пара вольных мужчин, немало поживших на свете, могут проникнуться пониманием нас и согласием с нами.

Стих в теории стихотворчества – это одна строка стихотворения. «Стих хороший (неважный, так себе, серенький, графоманский)», – в интернете сплошь и рядом повелось такими фразами давать оценку всему произведению. Это – неправильно. Другое дело, когда сам поэт (например, Пушкин) говорит "мой стих", подразумевая своё творчество.

В 2005-м году у меня на интернет-форумах «Пушкин в Британии» и «МГИМО-84» было много дружеского общения с Гвинном, бывшим советским человеком. В последующие два года я был весьма активен в Живом Журнале – в его и своём закутках. Вместо слова  "стихотворение" он использовал "стихо". И это – более приемлемо, чем дилетантское "стих".

Приведу о моём виртуальном френде короткую выдержку из моей большой публикации (https://shairman.livejournal.com/13510.html) от 30 января 2007 года: «К.В. Гвинн уже много лет живет в Нью-Йорке. Поэт, дадаист, книгочей, эрудит, интересуется философией разных времен, течений и народов, поклонник Владимира Маяковского и последователь Эзры Паунда, завершивший, как он нередко подчеркивает, своё поэтическое творчество в 2004 году стихотворением "Убийство Эрато"».

Тогда, в 2007-м, Константину Владимировичу было немного за 50. Значит, сейчас, в 2023-м, ему под 70, или чуточку "за". И опять напрашиваются намёки – мне самому и читателю! – об истоках, то бишь о нашем – возможном! –  разговоре, произошедшем на днях. И аллюзии.

Хотелось бы, очень хотелось бы получить о Косте благую весточку – от него самого, или кого-то другого...

"Стих" и "стихо" – о них завелась речь потому, что есть необходимость дать пояснение к стихотворению, которое даётся ниже, а именно: цезу;ра – это ритмическая пауза в стихе (строке); конец стиха (строки) всегда имеет паузу, после которой идёт переход к следующей строке.

Концевая  пауза отсутствует, или она не очень выразительна, в особом случае: это когда мысль в стихе не заканчивается, а переходит на другую строку (обычно одним словом).

Цезура может разделять и один стих на некоторое количество частей. И чтец (декламатор), преподнося стихотворение слушателям, обязательно должен делать необходимые паузы, вложенные поэтом в структуру своего сочинения.

В средние века поэты Востока, особенно большие, нередко поручали декламацию своих стихотворений особому чтецу, который исполнял произведение с соблюдением всех цезур, ритма и тональностей.

Владимир Маяковский издавал свои стихи лесенкой. Не для того, чтобы получилось больше строк и, соответственно, набежало больше гонорара. А для того, чтобы указать читателю на необходимые цезуры.

В четверостишиях представленного ниже произведения первая и третья строки длинные. При чтении каждой требуется делать три паузы (вместе с концевой). Потому стихи с 17-ю гласными буквами следует давать лесенкой. Короткие строки (вторая и четвертая) в каждом катрене тоже нужно бы поделить, –  на две части. Это –  чтобы читатель оставался в общем ударном ритме.
В таком виде стихотворение НАРИСОВАНО на представляемой картинке.

А ниже – ХУДОЖЕСТВА в неявном виде, скрыты.

Кому что по вкусу, дамы и господа!
Выбирайте сами!



— Большие деньги – и обеспечен к тебе красой прильнувшей.
Уйдёт – возникнет смена.
Но от продаж во всём не хватит ли нежданное удушье? –
Весь мир: тут – муть, там – пена…

— Власть над людьми и кошелёк тугой нам не были доступны,
а до седин дожили.
Не в ангелах тянули лямку-воз, но не были беспутны,
а главное – фальшивы...

— Когда за 70 при десятилетьях одиночества –
в душе и в виде явном! –
случаются во сне – не часто, правда! – причуды творчества
в проекте сексуальном...

— А днём же – неприятье?.. Порой брезгливость?.. Не только к тёткам,
но даже к дивам юным? –
Знакомая тропинка! Бредёшь к подруге родной и кроткой:
она всегда лишь втуне...

— Назад лет 10 тянуло к юбке, тем паче – в жизни давней:
была бы только ладной.
Но понял лишь теперь: быть одному – твой крест! – С рожденья данный
горчайшею усладой.

— Здоровье, ясность мысли и стойкость духа – твои богатства?
Кого благодарить? –
Родителей! И самого себя! – Ни тени святотатства!
И продолжаем жить!


6-7 апреля 2023 года.