Василий Шукшин, как зеркало развитого социализма

Валерий Стрельцов 2
«Нет, бог, когда создавал
женщину,  что-то такое намудрил».
В. Шукшин. Рассказ «Микроскоп»


         Разъяснения  апостола Павла

Василий Макарович пока не отпускает…  Ещё один рассказ и еще одно потрясение с размышлениями. На этот раз о главных героях рассказа «Микроскоп»: «Нет, бог, когда создавал женщину, что-то такое намудрил. Увлекся творец, увлекся. Как всякий художник, впрочем. Да ведь и то – не Мыслителя делал» - таков лейтмотив этой довольно типичной истории. Если литераторы начнут описывать такие истории, и выносит такой сор из русских изб и домов,  полки  российских библиотек начнут ломиться от такого рода художественной макулатуры. Однако шукшинская история не простая, с изюминкой…

Раньше думал, только поэзия  способна на такие откровения. Оказалось — нет - и проза может, даже небольшой рассказ, написанный народным языком способны открыть глубины происходящего. Надо только понимать, что некоторые поступки литературных героев или просто людей, встречающихся нам по жизни, это вершины айсбергов, значение и смысл которых скрыты глубоко под водой… И надо обладать знаниями и смелостью, чтобы нырнуть в глубину и прикоснуться к правде жизни: понять сущность, значение и взаимосвязи  событий, описываемых гениями художественного слова.

Духовидцы сообщают нам: все замыслы Бога о сотворенном им на Земле хранятся в духовном мире в виде идей-прообразов. Лично я почерпнул эти знания из «Теософии» Рудольфа Штайнера. И все содеянное Творцом  представляю как бы тенями, бледными подобиями его Божественных замыслов. Всё, все. И вещи, и чувства, и стремления, и отношения.
Один из учеников Христа, апостол Павел рассказал  о том, какими были задуманы отношения мужчины и женщины, мужа и жены…  Для ясности и облегчения понимания изложенного в этом эссе сразу хочу сказать о христианских образах мужчины и женщины и об их отношении друг к другу. Есть послание апостола Павла к ефесянам, где он говорит об этом. В каноническом тексте этого послания есть ключевая фраза «жена да убоится мужа своего», которую не могут принять современные женщины, мечтающие о бесконечном празднике  любви, ласке, уважении и почитании.. Бояться - значит испытывать страх, страх и любовь понятия не совместимые. Сейчас говорят не о боязни, а о почитании…  в греческом языке это слово имеет несколько значений.  В главе 5 послания говорится:

22.  Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23. потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26. чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27. чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30. потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Конечно здесь представлены идеальные муж и жена, но главное здесь, что мужчина и женщина  в браке - это одна плоть, любящий свою жену любит самого себя, но голова у этого образования всё-таки мужчина. Не могу не заметить здесь, что в семьях старообрядцев до сих пор всё примерно так и  выглядит. Правда, они  своих детей не в государственные образовательные учреждения отправляют, а сами на Священном писании учат-образовывают и от Антихриста-государства в глухих местах скрываются, но что такое развод им неведомо.

Советская власть отменила религию, отменила Церковь, отменила Христа, и вот что в советском народе после этого стало происходить. В 1961 году взамен Заповедей был принят Моральный кодекс строителя коммунизма, где говорилось о взаимном уважении в семье, заботе о воспитании детей, но было уже поздно…. В столяре  Андрее Ерине герое  рассказа «Микроскоп», которого жена избивает сковородником, когда он не принес зарплату в дом, увидеть главу семьи очень трудно. Избивает она его с каким-то садистским удовольствием, приговаривая: «Нет, дай я натешусь! Дай мне душеньку отвести, скважина ты кривоносая!»  О взаимной любви и уважении тоже говорить как-то неудобно. Интрига  этой сцены заключается в том, что он сам сознательно пошел на этот шаг, решив исполнить своё давнее и заветное желание… И это, конечно, возвышает его над пошлостью происходящего.
Очевидно, это не единственный эпизод  такого рода в их отношениях с женой, недаром он так долго не мог решиться на этот поступок, зная о его последствиях. На понимание, сочувствие и жалость со стороны жены он очевидно не рассчитывал. Скорее всего в этой семейной сцене  можно увидеть не брак в христианском понимании, а симбиоз двух полезных друг другу существ. В мире животных много примеров сосуществования различных особей… Правда, эти особи, извлекая каждый свою пользу от сожительства, не унижают и не мучают друг друга так, как это умеют делать люди… Вы сами можете сравнить идею-прообраз, описанную Павлом с тем, что было в художественной реальности Шукшина, и убедиться насколько сильно они различаются.


         Обычная история

Василий Шукшин был советским писателем-деревенщиком, о происходившем в сознании советских людей он и писал. В те времена не только  социалистическая  экономика  стагнировала и пустели прилавки магазинов, но и деградировали представители созданной большевиками новой формации людей и главная составляющая производительной силы социализма - мужчины…. Разрушение многовекового уклада жизни, существовавшего в дореволюционной России, гонение на православие и церковь, безверие, бедность, мизерные заработные платы, неспособность большинства мужчины финансово обеспечит жену и детей, часто делали главой семьи женщину, бравшую на себя все тяготы поддержания семьи. Все это  ставили мужчин того времени в унизительное положение, толкали  к пьянству  и порождали нездоровые отношения между супругами.
Преждевременно перенесённые на русскую почву западные  идеи равноправия мужчин и женщин, деформировали сознание обоих полов, тоже не способствовали социальной гармонии и подливали масла в огонь социальных проблем, разъедавших социалистическое общество. Равноправие мужчин и женщин было юридически узаконено в первой Конституции РСФСР советского периода, принятой в 1918 году. Писатель хорошо  знал крестьянскую и рабочую среду, чувствовал и понимал гибельность таких отношений и во многих своих рассказах с болью и тоской  писал об этом. Сюжет рассказа «Микроскоп» прост и трагичен, хотя все действующие лица остаются живы и здоровы. Погибает мечта Андрея вырваться из цепких объятий обыденщины, погибает лучшая часть душа этого неординарного человека с её стремлением к познанию с помощью увеличительных стёкол микроскопа невидимой части  окружающего мира.

«На это надо было решиться. Он решился»… - так начинается рассказ «Микроскоп».  Стремление это было настолько сильным, что Андрей понимая последствия своего поступка, однажды, вернувшись с работы, с побледневшим лицом  сообщает жене  о потере 120 рублей зарплаты. Горе и ярость жены трудно описать в терминах литературоведческой работы. В такие моменты она называла мужа Скважиной. Кривой и горбатый нос Андрея бледнел и краснел, когда он видел непритворные страдания жены и, предчувствуя дальнейшее развитие этого эмоционального всплеска,  покорно ждал развязки.  Видимо такое случалось и раньше: жена начала избивать его сковородником. При этом она с большим чувством и на разные лады причитала:
 – Ох, да за што же мне долюшка така-ая-а?.. Да копила-то я их, копила!.. Ох, да лишний-то раз кусочка белого не ела-а!.. Ох, да и детушкам своим пряничка сладкого не покупала!.. Все берегла-то я, берегла, скважина ты кривоносая-а!. Ох-х!.. Каждую-то копеечку откладывала да радовалась – будут у моих детушек к зиме шубки теплые да нарядные!.. И будут-то они ходить в школу не рваные да не холодные!..
После таких слов как не пожалеть и не посочувствовать несчастной женщине… Избиваемый супруг просил жену успокоиться, уворачивался и защищал голову подушкой, Но в какой-то момент дубинка нашла его голову, после чего жена испугалась, что изуродует своего благоверного, и активная часть избиения мужчины прекратилась… Жена велела ему теперь для компенсации причиненного семье убытка работать каждый день по две смены и ходить на работу  9 километров  пешком, а не кататься на автобусе.
Неделю продолжались жалобы жены  на судьбу и причитания, но потом крики в доме Ериных стали затихать. Описывать, видеть, а тем более участвовать в таких разборках мало приятное удовольствие, но Шукшин сделал это мастерски, где-то когда-то он такое слушал и видел… После успокоения жены в один из дней Ерин вернулся с работы довольный и улыбающийся: в руках он держал большую коробку. Сказал жене и сыну, что его премировали этой вещью  за хорошую работу. Вскрыли коробку, в ней оказался микроскоп. Зоя (так звали жену) конечно была недовольна  такой премией, сказала: лучше бы пылесос подарили, но с радость мужа и старшего сына смирилась.

С появлением микроскопа в доме началась другая жизнь. Всё свободное время Ерин с сыном-пятиклассником рассматривали в микроскоп микробов. Начали с колодезной воды и удивились сколько их там, в воде из лужи этих «гадов» оказалось несравнимо больше, они увидели их даже в своей крови и в поте сына. Андрей почувствовал себя ученым и стал думать, как можно победить эти бесчисленные полчища. Жена прониклась невольным уважением к сильно изменившемуся мужу, который в увлечении новым делом и новыми мыслями перестал «употреблять». А сам Андрей почувствовал себя хозяином в доме, стал даже на жену покрикивать и дурой её называть.. По посёлку пошла молва: Ерин хочет убить всех микробов. И если он это сделает  ему надо будет ставить памятник из чистого золота. Так дух проявляет себя в человеке и в окружающем его пространстве...
Однако взлёт, радость и счастье Андрея Ерина были не долгими. Да и сам  он слабаком оказался, не смог защитить и укоренить свой талант.  В одну из суббот к ним в дом зашел подвыпивший сосед, работавший с ним в одной мастерской, он попросил показать ему микробов. В разговоре Жена сказала ему о премии-микроскопе, которую получил Ерин на работе. Хмельной мужик проболтался, сказав, что никакой премии им не выдавали и не собираются выдавать. Здесь всё и открылось, Зоя поняла на какие деньги муж купил этот злосчастный микроскоп и нарушил её планы о приобретении шубок для детей. Произошла развязка всей этой истории. Андрей дал затрещину болтливому соседу, они заняли денег в счет зарплаты и  всю ночь  пили горькую пока не напились до соплей. Когда на следующий день «ученый» вернулся домой, сын сообщил ему: мать уехала в город сдавать микроскоп в комиссионный…

Вот краткое содержание этой трагической истории, рассказанной Василием Шукшиным. Грусть, уныние, тоска и печаль - вся гамма чувств после недолгого всплеска радости - охватывают читателя после прочтения этого рассказа. Жизнь прошла мимо, так можно было бы ещё назвать этот рассказ. Наверное жена купит шубки детям на деньги, вырученные от продажи микроскопа, наверное их жизнь будет идти своим чередом, но она до конца своих дней будет теперь  жить с полумертвым человеком, биороботом, тупо изо дня в день выполняющим свои функции мужа и семьянина и периодически напивающимся «до соплей».
Таких историй - пруд пруди - было несчетное количество  в той советской жизни, да и сейчас, оглянувшись вокруг, каждый приглядевшись может найти в окружающих людях и семьях. У Шукшина могильщиком человеческой души стала благоверная, в других историях будут свои причины и персонажи. Однако называть здесь виноватой Зою тоже несправедливо; женщины скажут: А кто, если не она в таких условиях будет думать о  детях и выбивать из непутевого мужа сковородником деньги на их содержание. Они оба жертвы но не только системы, но и генов, которыми их наградили родители. Характеры людей определяют их судьбу: много загадок и тайн в каждом человеке и нельзя во всех своих бедах винить близкого человека, каким бы он не был. Сильные стремящиеся к свету растения и сквозь асфальт пробиваются на свет божий...
По мнению В. Шукшина, видному из подтекста его произведений, виновата невидимая, но всюду проникающая система, те самые многочисленные названные в начале политические, экономические и социальные причины, которые ставят людей в рабскую зависимость от государства и не дает  стремящимся к познанию людям раскрыть свои таланты и найти своё место в жизни. Россия и потом СССР всегда находились во враждебном окружении. Внешняя политика, огромные расходы на оборону истощали бюджет страны.  В ту пору государство и возглавлявшая его КПСС действовали грубо  меркантильно, пытаясь здесь и сейчас получить от каждого  работающего максимальную выгоду. Этот прагматизм был присущ и жене Андрея.
Система создавала среду, атмосферу жизни людей, которая хорошо чувствуется в рассказах писателя, но сколько талантов тем не менее в советское время смогли реализовать себя  в науке, технике, в искусстве, и сам Василий Макарович Шукшин и его биография тому хороший пример. Но наверно гораздо больше и не смогли найти себя в жизни и утонули в трясине обыденщины и в вине, стали жертвами такого прагматизма, стали питательной средой для своих детей и будущих поколений.

В. Шукшин пеняет на Бога, перемудрившего с сотворёенной им женщиной. Но дело очевидно в другом….   Певородная слабость ума  и недоверие к словам мужа (Бог сообщил о своем запрете Адаму, а он передал его слова Еве) проявилась еще в Раю: именно она поддалась уговорам Змея-искусителя и  отведала плод с дерева познания. А в образе Змея перед ней предстал падший дух, Дьявол, Сатана,  И Адам поддался тогда поддался  уговорам и чарам Евы. Стив Джобс потом это надкушенное Евой  яблоко сделает символом созданной им с товарищами компании Apple, компьютерами и айфонами которой мы сейчас с таким увлечением пользуемся.
От этих событий до Рождества Христова прошло чуть более четырех тысяч лет и у Бога было время, чтобы понять сущность своего создания и скорректировать её прообраз, который  апостол Павел озвучил  в своем послании. Надо полагать, что в этом послании уже учтен накопившийся к тому времени в духовном мире опыт жизни женщин  на Земле и опыт их отношений со своими мужьями и вообще мужчинами.
Однако безверие, а также различные толкования Священного писания, создание многочисленных христианских церквей  и попытки опираться исключительно на свои интеллектуальные способности постоянно приводило христианский мир к катастрофам.  Ложное понимание свободы вызвало появление либерализма и феминизма. Желание иметь равные право с мужчинами привело к желанию женщин не по прихоти мужчин а самим распоряжаться заложенными в них сексуальными способностями и возникновению тихой вражды между представителями двух половин человечества.
Русские женщины после раскрепощения их революцией не остались в стороне от этих тенденций. Экономическое положение советских людей только усилило и гипертрофированно проявила их на поверхности социальных отношений. Стало происходить изменение традиционных гендерных признаков мужчин и женщин, что привело к возникновению многочисленных конфликтов в межличностных отношениях представителей различных полов и к разрыву семейных отношений между супругами. Это и коробило душу писателя, выросшего в крестьянской среде и заставшего еще дореволюционный тип отношений между мужчинами и женщинами в деревне, когда мужчина был всему голова.
Статистика и причины разводов в СССР и РФ красноречиво подтверждает такие выводы. В советское время и потом в РФ частой причиной расторжения брака становилась алкогольная зависимость одного из супругов – 40% пар. Недостаточный доход, навязчивые родственники и тяжелые условия жизни, которые обусловлены отсутствием собственного жилья, неспособность молодых пар отдыхать вместе из-за разных графиков работы — тоже важные факторы. От 14 до 23% супружеских пар не выдерживают «теплых» отношений в большой семье, живя с родителями. Из-за этих причин количество разводов в СССР и сейчас практически не изменилось.
Многие психологи считают, что устаревшая модель семьи, когда жены несут ответственность за все, что происходит дома, при этом работая полный рабочий день, а муж только лишь обеспечивает семью, и то зачастую частично, является причиной высокого уровня расторжения брака в Российской Федерации. До расторжения у многих таких семей может не доходить, но соответствующая атмосфера там присутствует и уродует души взрослых и детей.  Люди XXI века не чувствуют себя комфортно в условиях патриархальной модели семьи.
"Устаревшая модель семьи» это порождение советской социальной политики и экономики типичная  семья советского времени, включая семью Андрея Ерина. Патриархальная модель - это тип семьи существовавшей в дореволюционное время. В современных семейных отношениях на фоне относительного благополучия появилось нечто аморфное, когда женщина наравне с мужчиной стала стремиться к успеху и когда дети становятся помехой  для самореализации супругов.
Психологи сейчас разбираются с происходящим, признавая, что наиболее здоровой и способной к выживанию является семья, где мужчина доминирует и принимает на себя ответственность за все происходящее в доме, однако для таких отношений муж должен хорошо зарабатывать и быть ориентированным на традиционные семейные ценности. Тема эта очень, очень обширная и  мы здесь  в современные отношения углубляться не будем. Вернемся во времена Шукшина.

        Заглядывая в глубины...

То о чем пишет  Василий Макарович это крик его души, рассказ «Микроскоп» не единственный, где  герои подают сигнал SOS (Спасите наши души!). Недавно рассказывал о трудной судьбе другого такого страдальца («Банный день Алеши Бесконвойного»).  Возможно он понимал к чему могут привести такие страдания людей, какую волну они потом поднимут. Во время Перестройки  перед распадом СССР и я что-то подобное испытывал, чувство тупика и безвыходности. Но тогда оно как девятый вал накрыло всех бывших советских людей.
Когда в 60-е, 70-е писатель описывал страдания и судьбы своих героев до этих трагических событий было еще более двадцати лет. Он надеялся, что эти слабые сигналы и его предупреждение услышат… Но там описывалась судьба отдельного, маленького человека, а все тогда думали о переходе к следующему этапу строительства коммунизма, развитом социализме, о завоевании Космоса, о Карибском кризисе, а здесь какие-то несчастные мужики, столяр и пастух-колхозник. Но только настоящие художники способны увидеть в малом бесконечность…
А вот что такое эта «малость», что беспокоила Андрея Ерина и привела его к решению утаить зарплату от жены, выдержать унижение и потом принести домой вожделенный микроскоп. Эта малость - душа человека. Душу духовно развитого человека можно сравнить с трехступенчатой ракетой.
Первая ступень присутствует  у всех людей и позволяет человеку только чуть-чуть оторваться от Земли и немного полетать вокруг своего дома. Большинство людей в своей жизни обходятся только этой ступенью. В духовной науке эта часть души называется душой ощущающей. Душа ощущающая роднит человека с животным. Только животное действует из своих ощущений непосредственно, а человек их обдумывает, а потом действует. Такого рода мышление называется предметным. Наполняют её всем известные пять чувств, и связанные с ними ощущения, с помощью которых человек  контактирует с окружающим миром. Питают её  мысли об удовлетворении  потребностей человека нижнего уровня. Все бытовые и несложные профессиональные вопросы разрешаются через мыслительную  деятельность этого уровня. Зоя, жена Андрея - человек такого уровня душевного развития. В пирамиде потребностей Маслоу, дающей наглядное представление о структуре человеческих потребностей, они находятся в её основании, в нижней самой широкой части пирамиды. До решения приобрести микроскоп, до переломного момента своей жизни, будучи человеком с присущими людям физиологическими функциями, будучи мужем, отцом, работая столяром,  Андрей Ерин являл живое воплощение человека, обладающего душой первой ступени.
Душа рассудочная или душа характера. Для того чтобы подняться на эту ступень предметного мышления недостаточно. По классификации Н.В. Гоголя для это нужно иметь разум, способность думать об отвлеченных вещах. Именно такие мысли привели Андрея к желанию приобрести микроскоп.  Неудовлетворённость  своей жизнью, стремление к познанию невидимого обычным глазом мира микробов и появление мыслей об инструменте, способном открыть  ему этот мир, говорят о приобретении им новых душевных качеств, качеств души рассудочной. Микроскоп преобразил жизнь Ерина, наполнил её новым содержанием. Этим мыслям у Андрея сопутствует чувство интереса и полноты жизни, чувство собственной значимости, которое передается жене и всем окружающим его людям: он начинает обретать своё Я.
Это вторая ступень душевного развития человека, позволяющая ему воспарить, выйти за рамки обыденной жизни, за рамки предметного мышления. И именно эти новые мысли освобождают его от бытовщины и формируют его личность, его Я. Получив микроскоп и заглянув с его помощью в мир микробов, и зная о вреде который они оказывают людям, намного сокращая им жизнь, он вознамерился стать ученым, сделать открытие и победить микробов. Так проявляет себя на поверхности работа души рассудочной, этого гнездилища разума человека. Согласитесь, мало у кого появляются мысли такого плана. К результатам работы этой части человеческой души и связанных с ней мыслей относятся все достижения материальной культуры человечества: поезда, самолёты, связь, компьютеры, достижения медицины, всё, что делает жизнь человека удобной и комфортной.
Говоря о второй ступени  человеческой души, для полноты её понимания без комментариев и без связи с историей, рассказанной Шукшиным, приведу здесь чрезвычайно важную цитату из работы Р. Штайнера, более полно раскрывающую сущность этого душевного образования. «Мы называем душу рассудочную также душой характера, поскольку эта душа поистине двойственна, ибо в человеке действуют как рассудок, так и характер, ощущение. Поскольку действует характер, сердце может чувствовать то, что закрыто от рассудка, и возникает то чувство-понимание, которое можно назвать верой в Мистерию Голгофы, что означает: душа человека обладает внутренним чувством Импульса Христа. Люди чувствовали Импульс Христа. Живя в мире, они чувствовали себя душевно связанными с Импульсом Христа также и тогда, когда не могли понять Его сути. GA 148 (6)». Доктор Штайнер здесь говорит об одной из многочисленных загадок человеческой души. Характер это одна из составляющих личности человека, которую он приносит с собой из прошлой жизни, и которая определяет его судьбу. Описание этой мистической связи можно найти в статье Доктора «Характер  человека».

Все три ступени души это не какие-то абстрактные оторванные от реальности придуманные кем-то метафизические образы. Они присутствуют в  ауре каждого  из нас и вместе с нашим физическим телом составляю полного человека. Ясновидящий видит их у каждого  и в зависимости от размера, формы и окраски может судить о степени духовного развития индивида. Полный человек по размерам в два раза выше и в четыре раза шире человека физического и имеет форму яйца. Яйцо и является его символом. Полезно вспоминать об этом, съедая этот вкусный и очень полезный продукт на завтрак...
Главная задача духовного развития решается путем осознания человеком своей духовной сущности, когда обычное Я превращается в духовное Я человека, а душа обретает третью ступень, душу сознательную. Для этого человек должен обладать еще более сильными мыслительными способностями, которые Гоголь называет мудростью. В этом состоянии духовного развития индивиду открываются бескрайние духовные горизонты и понимание своего назначения. Андрей со своими мыслями об освобождении людей от микробов был на пути к этому, но препятствие в виде прагматизма жены и недостаточной твердости характера он преодолеть не смог. Конец вы знаете: его стремлению не суждено было осуществиться и герой начал заливать тоску бездуховной жизни алкоголем… Шукшин, будучи творчески одаренным человеком,  хорошо понимал состояние собрата, хотя самому ему благодаря сильному  характеру удалось избежать такой печальной участи.

                ***

История и рассказ «Микроскоп» короткие, но в ней при внимательном прочтении раскрываются метания и страдания миллионов душ советских люде, моих современников, современников Василия Макаровича Шукшина, живших во время строительства развитого социализма в Союзе Советских Социалистических Республик. А после этого, следуя заветам Карла Маркса и коммунизм хотели построить, когда каждый участник  строительства уже не по труду, а по своим способностям мог получить всевозможные блага…
О строительстве развитого социализма КПСС объявила в 1967 году и это время как раз пришлось на период моей самой активной профессиональной деятельности в одном из советских НИИ. К вопросу о пользе самопознания и литературной работы, которой занимаюсь последние 10 лет: только сейчас, написав это эссе, до конца осознал, чем же я в то время по большому счету занимался….  Под руководством В.И. Брежнева это строительство превратилось в эпоху застоя, а потом при М.С. Горбачеве советский «Титаник» и вовсе стал тонуть. Поэт Сергей Таратута в одноименном стихотворении так описал  эту трагедию:

«Титаник»

Не сбавил скорость ни на узел,
Не свел тогда ее к нулю.
А океан фарватер сузил,
Подбросив айсберг кораблю…
Уже в ногах была вода
И в небе Петр гремел ключами.
Встал дирижер: «Мы - англичане,
Мы - англичане, господа!»
Тонул под музыку «Титаник»,
Глотал Атлантику разрыв.
Навечно он ко дну пристанет,
До цели так и не доплыв.
А звезды, говорят, сияли
Над ним в ту ночь как никогда…
И мы плывем, мы, россияне,
Мы - россияне, господа!

Когда я первый раз услышал это стихотворение с эстрады в исполнении автора, так сильно разволновался, как будто сам был на этом тонущем гиганте.  Впрочем, так оно и было… 
Да, во всех этих деяниях и событиях и ваш покорный слуга так или иначе участвовал  и переживал их, они нашли отражение и в моей биографии, а гениальность В.М. Шукшина - повторю здесь эту очень важную мысль -   заключается в том, что он смог в таких маленьких фрагментах жизни одного простого человека, горсти фактов из жизни столяра Андрея Ерина и его жены Зои показать огромную социальную проблему разъедавшую жизнь советского народа. Об этой уникальной способности гениев художественного слова писал английский поэт Уильям Блейк (перевод С. Маршака) в запомнившемся мне в юности на всю жизнь четверостишии из стихотворения «Прорицания невинного»:

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.

Как уже говорил, эта тоска и страдания были свойственны в то время и мне, и может быть именно поэтому рассказ так сильно царапнул мою душу и заставил в очередной раз взяться за перо и сесть за компьютер.