Искусство сопоставлять

Дмитрий Московский
Сегодня нет проблем с получением информации на самые разные темы. Более того: мы, в буквальном смысле, живём в океане информации, плаваем в ней и плескаемся ею друг в друга – нередко, весьма болезненно.

Но привычная аксиома «информация – ключ ко всему», не подходит к нынешнему миру и не работает в нём, как и многие другие старые аксиомы.

Два современных доктора исторических наук обсуждали известное упоминание об Иисусе Христе иудейского историка Иосифа Флавия, вот оно:

«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени.»

Это отрывок из книги «Иудейские древности», (XVIII, 63—64)

Доктора наук обменивались мнениями, дискутировали, но так не ответили на вопрос: мог ли Иосиф Флавий такое написать, или это – позднейшая вставка?

Но один из гостей – вообще, ни разу не историк, молча встал, и принёс другую книгу, «Иудейская война», где тот же Иосиф Флавий говорил следующее:

«Главное, что поощряло их (иудеев) к войне, – двусмысленное пророческое изречение, находящееся также в их священном писании и гласящее, что к тому времени один человек из их родного края достигнет всемирного господства. Эти слова, думали они, указывают на человека их племени, и даже многие из мудрецов впадали в ту же ошибку, между тем в действительности пророчество касалось воцарения Веспасиана, избранного императором в иудейской земле. Но людям не дано избегать своей судьбы даже тогда, когда они предвидят ее. Иудеи толковали одни предзнаменования по своему желанию, а относились к другим совсем легкомысленно, пока, наконец, падение родного города и собственная гибель не изобличили их в неразумии.»

И стало совершенно очевидно, что один и тот же человек не мог написать два этих фрагмента, ибо они, по смыслу – исключают друг друга.

Иосиф Флавий прямо утверждает, что иудейское мессианское пророчество касается воцарившегося Императора Рима, Веспасиана, и никого другого. Об этом говорит его текст из шестой книги "Иудейская война" - напрямую.

Два доктора исторических наук - (один из них мой племянник), впали в ступор. Нет, они, несомненно, читали оба этих фрагмента, но никогда не сопоставляли их между собой.

А тысячи тысяч докторов исторических наук со всего мира – они тоже, выходит, не сопоставляли два этих фрагмента? Иначе никак не объяснить, почему споры о том, мог ли Иосиф Флавий упоминать об Иисусе Христе, или не мог, продолжаются по сей день.

Так что, в современном мире вовсе не информация сама по себе, а умение сопоставлять информацию – вот ключ ко всему и, даже, временами, к самой истине.