Маргарита, 84

Илья Уверский
 Огромный парадокс. Величайший русский пророк М.А.Булгаков оставил нам целый ряд очень просто и красиво изложенных пророчеств о последних временах для России. Если бы их забыли, не было бы никаких проблем. Это было бы логично. Но по ним сняли фильмы. "Собачье сердце" (о природе говорящей собачки Шарикова, который обязательно вылезает под конец истории), "Белая гвардия" (об антихристе Петурре, выпущенном из камеры №666, напавшим на Киев с огромной армией), "Иван Васильевич" о заселении в кремль какого-то сумасшедшего Ивана Грозного с его помочником, и конечно же российский апокалипсис "Мастер и Маргарита".

Это как пророк, пришедший рассказать царю Давиду историю о том, как царь решил отобрать единственную овечку у крестьянина и просящий его рассудить. Не было предела праведному гневу царя Давида, пока не выяснилось, что речь идет о нем самом. Эта история не нова, и встречается также в Египетских мифах, где превратившаяся в красавицу Изида жалуется Сету, убившему ее мужа, что некий злодей убил ее мужа, насилует ее, забрал все имущество и хочет убить ее детей. Немедленно сюда этого злодея! Я убью его! - кричит Сет.

Все выглядит очень мило, пока не выясняется, что речь идет о нем самом.

***

Что можно здесь сказать? Десятки лет народ читает и смотрит фильмы о Маргарите, которая решила стать кровавой ведьмой, чтобы посетить полуночный бал у сатаны. Ее решение можно понять, так как бал действительно очень масштабный. Народищу будет, как говорит Коровьев... Вход бесплатный, так почему бы и не воспользоваться приглашением немца "с двойной В на визитке" (т.е. W), убийцы, отравителя и шпиона Воланда и не посетить этот самый бал? Понятно, что место проведения (ад) и вход через огненный камин немного смущают. Но зато какая честь!

Кстати, если верить часам Судного дня, то времени осталось очень мало. Уже почти полночь, так что пожалуйста, не опаздывайте.

Но я отвлекся. Написать о судьбе России пытался не только Булгаков. Все русские писатели использовали один и тот же прием, и он работал. И Пушкин со своим немцем Германом, которому очень везло и с тройкой, и с большой семеркой, пока он не срезался на черной пиковой даме (не путать с нефтью). Его потенциальная невеста очень печально закончила. И Островский. И "Вий" Гоголя. И Настасья Филипповна из Льва Николаевича "Идиота" Достоевского. И Анна Каренина, судьба которой уже была предсказана Достоевским.

Такова судьба, никому не дано изменить движение поезда по рельсам (т.н. парадокс вагонетки). И когда-то жестоко погибшая под поездом Аннушка неизбежно вызывает в будущем симметричную гибель Берлиоза (не композитор).

Но при чем здесь Аннушка, спросите вы.. Справедливо.

М.А.Булгаков назвал свою героиню-ведьму Маргаритой. Ее судьба, как т судьба великого города, детально изложена во второй половине романа "Мастер и Маргарита". Единственное, что не очень понятно, это зачем она посетила парад в годовщину пропажи своего любовника, сидя на скамейке напротив вечного огня в Александровском саду. И что за "Ба!" имел ввиду Азазелло. Но это еще можно понять.

Но зачем было устраивать такой бешенный погром в квартире критика Латунского?
Само собой, что критик Латунский заслуживал самой жестокой мести. Критиковать мастера - самая большая наглость, какую он мог себе позволить. Так, что никаких вопросов к идее уничтожить Латунского нет.

Но если Латунского не было дома, то зачем было громить его дом? Выбивать в этом доме все стекла молотком? Заливать его водой? Уничтожать всю квартиру в бешенном бардаке? Устраивать в доме пожар? И в чем провинился брошенный в этом доме ребенок? И где его родители? И вообще, что за человек в противогазе слонялся по дому?

И еще. Зачем Маргарита постоянно повторяла 84, 84, 84?

***

Вот нужный отрывок из главы "Полет" романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

 "И  неожиданно дикий разгром  прекратился. Скользнув к  третьему  этажу, Маргарита  заглянула в крайнее окно, завешенное  легонькой темной шторкой. В комнате горела  слабенькая лампочка под  колпачком.  В маленькой  кровати  с сеточными  боками  сидел мальчик  лет  четырех  и  испуганно  прислушивался. Взрослых никого не было в комнате. Очевидно, все выбежали из квартиры.

     — Стекла бьют, — проговорил мальчик и позвал: — Мама!

     Никто не отозвался, и тогда он сказал:

     — Мама, я боюсь.

     Маргарита откинула шторку и влетела в окно.

     — Я боюсь, — повторил мальчик и задрожал.

     —  Не бойся,  не  бойся,  маленький,  —  сказала Маргарита,  стараясь смягчить свой  осипший на ветру, преступный голос, —  это  мальчишки стекла били.

     — Из рогатки? — спросил мальчик, переставая дрожать.

     — Из рогатки, из рогатки, — подтвердила Маргарита, — а ты спи!

     — Это Ситник, — сказал мальчик, — у него есть рогатка.

     — Ну, конечно, он!

     Мальчик поглядел лукаво куда-то в сторону и спросил:

     — А ты где, тетя?

     — А меня нету, — сказала Маргарита, — я тебе снюсь.

     — Я так и думал, — сказал мальчик.

     — Ты  ложись, — приказала  Маргарита,  — подложи руку под щеку, а  я тебе буду сниться.

     — Ну, снись,  снись,  —  согласился мальчик  и  тотчас  улегся и руку положил под щеку.

     —  Я  тебе  сказку  расскажу,  —  заговорила  Маргарита  и   положила разгоряченную руку на стриженную голову, — была на свете одна тетя. И у нее не  было  детей,  и счастья  вообще тоже не  было. И вот  она  сперва  много плакала, а потом  стала злая...  — Маргарита умолкла, сняла руку — мальчик спал.

     Маргарита  тихонько положила молоток на  подоконник и вылетела из окна. Возле  дома  была кутерьма.  По асфальтированному тротуару, усеянному  битым стеклом,  бегали  и  что-то  выкрикивали  люди.   Между  ними  уже  мелькали милиционеры. Внезапно ударил колокол, и с Арбата в  переулок вкатила красная пожарная машина с лестницей...".

****

Давайте попробуем задать этот вопрос ведьме Маргарите. Мы понимаем, что она не читала рассказ "Выстрел" Пушкина и ничего в этой истории не поймет. Особенно комментарий про то, как тяжело попасть Латунскому прямо в сердце.

Это из главы "Извлечение мастера".

 "— Во что, смотря по тому, — резонно  ответил Азазелло,  — одно  дело попасть молотком  в стекло критику Латунскому и совсем другое дело — ему же в сердце.

     — В сердце! — воскликнула Маргарита, почему-то берясь за свое сердце, — в сердце! — повторила она глухим голосом.

     —  Что это за критик  Латунский?  —  спросил  Воланд, прищурившись на Маргариту.

     Азазелло,  Коровьев и Бегемот как-то  стыдливо  потупились, а Маргарита ответила, краснея:

     — Есть такой один критик. Я сегодня вечером разнесла всю его квартиру.

     — Вот тебе раз! А зачем же?

     — Он, мессир, — объяснила Маргарита, — погубил одного мастера.

     — А зачем же было самой-то трудиться? — спросил Воланд.

     — Разрешите мне, мессир, — вскричал радостно кот, вскакивая.

     — Да сиди ты, — буркнул Азазелло, вставая, — я сам сейчас съезжу...

     — Нет! — воскликнула Маргарита, — нет, умоляю  вас, мессир, не  надо этого.

     — Как угодно, как угодно,  — ответил Воланд, а Азазелло сел  на  свое место.

     — Так  на чем мы остановились, драгоценная королева  Марго? — говорил Коровьев, —  ах да, сердце. В сердце он попадает, — Коровьев  вытянул свой длинный палец  по направлению Азазелло,  — по  выбору,  в любое  предсердие сердца или в любой из желудочков.      Маргарита не сразу поняла, а поняв, воскликнула с удивлением:

     — Да ведь они же закрыты!

     — Дорогая,  — дребезжал Коровьев, — в том-то и штука, что закрыты! В этом-то вся и соль! А в открытый предмет может попасть каждый!"

***

Само собой, что ввиду полного отсутствия чего-либо в закрытом сердце, вряд ли в это сердце попадет даже Азазело. Я уже не говорю о герое рассказа "Выстрел" Пушкина.