Печальный детектив рядового Астафьева

Александр Костерев
Говорить правду — во все времена нравственный подвиг. Могут возразить, что, дескать правда у каждого своя. Это утверждение справедливо, но только отчасти. «Малая» правда — рядового, врача, рабочего, крестьянина — может, на первый взгляд, показаться наивной, а главное, не соответствующей «большой» правде директора, губернатора, генерала, министра, президента. Но из маленькой правды каждого человека должна складываться общая правда государства, если оно ставит целью свое дальнейшее существование, как духовная общность людей, связанных взаимными интересами и поддержкой.      
Астафьев на раз повторял: «Невинной лжи вообще не бывает. Ложь всегда преднамеренна, за нею всегда что-то скрывается. Чаще всего это что-то — правда…»   
Ровно через год страна отметит 100 летний юбилей со дня рождения великого русского писателя Виктора Петровича Астафьева,  который родился 1 мая 1924 года «при свете лампы в деревенской бане» села Овсянка, тогда еще Енисейской губернии, но уже созданного СССР.
Мобилизован в 1942 году: «Война во сне очень нелепая, но она всегда заканчивается благополучно. Иной раз за ночь убьют раз десять, но все равно проснешься. Во сне воевать ничего, можно». Война,  которую как начал, так и завершил в 1945 году в великом звании рядового, оказалась не сном, а страшным, непрерывно тревожащим и съедающим душу воспоминанием.   
Две главные темы жизни и творчества Астафьева — военно-патриотическая и деревенская.  Первые рассказы автора были опубликованы в газете «Чусовской рабочий». Ранние повести Астафьева «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал» вызвали неоднозначное внимание официальной критики.
Стиль повествования Астфьева — сугубо личностный, далекий от официального, это взгляд на войну рядового  солдата или младшего командира  —  обезличенного государственно-политической машиной «ваньки-встаньки» взводного, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак», как и списывают грехи, просчеты и недоработки командования, которого обходят награды, зато в обилии достаются тяготы суровых окопных будней и наказания.
Этот автобиографичный и отчасти  собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего прямо смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей.
Суровое, правдивое изображение горьких и неприглядных сторон жизни свойственно и произведениям Астафьева из мирной времени.
По силе художественного слова творчество Астафьева возвращает внимательного читателя к творчеству Куприна, которого нещадно критиковали за неприглядное изображение царской российской армии начала XX века. Причем и Куприн, и спустя более полувека Астафьев не ставили задачи дискредитации армии, как государственного института, а пытались сфокусировать общественное внимание на вопиющих недостатках в армейских отношениях, недостатках снабжения, требующих незамедлительного решения. Но «большая» правда, все время утаптывала и стыдила «малую», а ситуация в лучшую сторону менялась не значительно.               
Одним из первых он упомянул в печати (в «Краже», «Последнем поклоне») о «голодном 1933 годе», писал о подростковой жестокости, криминале в советском общества,  как в довоенное время, так и при «развитом социализме», о наличии в нём обширного маргинального слоя, прозябавшего в темноте, насилии и саморазрушении. В повести «Царь-рыба» (рассказ «Не хватает сердца») автор пишет про покорение Сибири ХХ века, в произведении описывается быт ЗК в лагерях, жестокое обращение начальников  с людьми.
О творчестве Виктора Петровича  можно рассказывать бесконечно, а лучше снова и снова перечитывать и размышлять: 
— Мама, а Мишка обманывает меня и балуется, — капризно пожаловалась Лида и надула губы.
— Это ж основная обязанность мужчин, доченька, — обманывать и баловаться.
Однако, Виктор Петрович — Герой Социалистического Труда (1989), Лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991), трёх Государственных премий России (1975, 1995, 2003) — никогда и никого не обманывал, и был честен, прежде всего, с самим собой:
— Студено у вас, — оказал я.
— Студено, — эхом откликнулась мать. — Слово-то какое точное. Везде сейчас студено: в домах, на улицах, в душах…
Виктор Петрович ушел в лучший из всех миров 29 ноября 2001 года в Красноярске. Светлая память, низкий поклон за несгибаемую человеческую и гражданскую позицию, согретый теплом наших помнящих сердец в нынешнее студеное время.    

© А. Костерев