Владимир Релес

Олег Чеховский
   В 50-х годах работал в нашем посёлке Щучье Озеро парикмахером  Владимир Релес.  Около сорока лет,  среднего роста, худой, нос с горбинкой,  седеющие виски и  всегда печальные глаза. Интересовался у пришедшего: -  «Будем бриться, или постричь?»    Затем,  усадив клиента  на старый, скрипучий венский стул, бережно доставал из стола   трофейный  «Золинген», опасную бритву, сверкающую лезвием, пока он привычными движениями правил  её на ремне.

   После чего, накинув на плечи сидящего белоснежную простыню, говорил: - «Минуточку», сыпал свежий мыльный порошок в вазочку, добавлял туда кипяток и, старательно размешав содержимое,  намыливал щёки клиента. Быстрым виртуозным движением бритвы  освобождал лицо  клиента от мыльной пены и щетины.  Поминутно спрашивал: - « Не беспокоит?»

  Закончив процедуру, спрашивал: - « Освежить?», предлагая простой одеколон, или более дорогой «Шипр».   После выбора клиента нажимал на грушу пульверизатора, направив душистую струю в розовое лицо зажмурившего довольного гражданина. Сколько  бритьё стоило? Наверное, не так и дорого, если за  простую стрижку: «Бокс», или «Полубокс» платили десять, или пятнадцать копеек.

  За глаза парикмахера называли Володька. Он был просто замечательным Мастером. Меня мама сначала стригла дома, а когда  мне исполнилось пять лет, привела  в парикмахерскую. Я помню, как Мастер  быстро-быстро щёлкал ножницами, стряхивая с них волосы.  Всегда приветливый, очень вежливый.  А его всегда печальные глаза? В 1945 году закончилась Великая Отечественная война и, наверное, оставила она свой трагический след и в душе  Владимира Релеса.