Лидия Литвяк - Белая Лилия Сталинграда!..

Подарок Миру
       Первым советским гражданином, попавшим в Книгу рекордов Гинесса была... девушка. 
       Девушка, которую вы видите на фотографии. Правда, попала она туда - не за красоту глаз, хотя могла бы... И не за стильность образа. Когда она повязала этот синенький платочек на шею, Клаудия Шиффер ещё не родилась…;

       Девушка с украинской фамилией Лидия Литвяк попала в Книгу рекордов за то, что непостижимым образом выиграла одиннадцать воздушных дуэлей у асов Геринга и сбила шестнадцать вражеских машин.;
       Под крылом самолёта у неё была нарисована лилия… Все свои подвиги она совершила, защищая Сталинград, поэтому и назвали её «Белая лилия Сталинграда».

       Как же сложилась судьба Лидии Литвяк, какой мировой рекорд она поставила, и почему награда нашла героиню лишь спустя 47 лет?

       18 августа 1921 года в Москве в семье железнодорожника Владимира Литвяка родилась дочь. Имя Лида девочке почему-то не очень нравилось, и ещё с детства она настаивала, чтобы её звали не Лидией, а Лилией.

       В 1937 г. отца Лидии Литвяк по ложному доносу арестовали, а после расстреляли. Разумеется, об этом девушка никому не говорила. В те годы статус дочери врага народа мог коренным образом изменить её судьбу. А этого вовсе не хотелось 15-летней девчонке, буквально бредившей авиацией.

       Однако с нежным растением её точно нельзя было равнять. Главным увлечением девочки с раннего детства стала авиация. В четырнадцать лет она записалась в аэроклуб, а  в 15 лет она совершила свой первый полёт во время занятий в местном аэроклубе. Окончив Херсонскую авиашколу лётчиков-инструкторов, молодая и хрупкая девушка работала в калининском Осоавиахиме, выпустив 45 лётчиков.

       О характере и призвании Лидии Литвяк писал её наставник Константин Черепанов:

       «Да ей на роду было написано летать — ведь родилась она в День авиации. Лиля не только отлично летала и знала теорию, она тщательно изучила двигатель, систему управления самолётом. В этом она не уступала даже техникам по обслуживанию машин. У неё был мужской почерк пилотирования. Особенно это проявлялось во время ночных полётов. Представляете: несколько факелов, сделанных из пакли, пропитанной маслом. Вот идёт она на посадку без прожекторов, освещающих полосу. Лишь за 50 метров до земли команда: «Огонь, подливай!» Какой же нужно было иметь объёмный глазомер, чтобы посадить машину. Это было возможно только благодаря мастерству».

       Её очень вдохновлял пример первых советских героинь неба Марины Расковой, Валентины Гризодубовой и Полины Осипенко. Лидия не знала, что скоро ей суждено встретиться с Мариной Расковой, – только случится это на войне и в качестве подчинённой.



             Война в небе.

         С началом Великой Отечественной войны Лидия всячески пыталась попасть на фронт: обивала пороги военкоматов, писала письма. Ей всё время отказывали. Не мог поверить военный комиссар, что невысокая, хрупкая и белокурая девушка сможет перенести суровые фронтовые условия.

         В одной из газет она прочла короткую заметку о том, что Марина Раскова, её герой, собирает женский авиаполк, чтобы бить врага. Лидия приписала себе недостающие 100 часов налёта и смогла уговорить военного комиссара Коминтерновского РВК города Москвы взять её в армию.

         Так начался её короткий, но славный боевой путь. Сначала была боевая учёба. Лидия в короткий срок смогла освоить истребитель Як-1, по признанию ветеранов, довольно сложный самолет в пилотировании, особенно модели ранних модификаций.

         В 586 «женском» ИАП, куда она попала, произошел с ней и первый «залёт». Как вспоминала старший сержант И. Паспортникова, которая была техником самолёта Лидии Литвяк:

         «В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: «Ночью...»

         Её даже подвергли наказанию на гауптвахте. Все удивлялись, как эта маленькая девушка будет воевать. Но с первым же боевым вылетом в августе 1942 года, она в группе со своей новой подругой Катей Будановой отправила к земле вражеский бомбардировщик «Юнкерс» Ju-88. 

         В полку заметили молодую лётчицу, а её боевой счет стал только расти. Именно в этот момент на борту своего самолета Лидия попросила нарисовать белую лилию. Тогда же за ней закрепился и позывной «лилия-44». Так и расцвела «белая лилия Сталинграда».

         Слава о молодой лётчице распространилась не только среди советских бойцов, но и немецких. Именно в осенние дни 1942 г. родилось её прозвище - "Белая лилия Сталинграда" (по нарисованной лилии на капоте 
самолёта).

Следующим стал «мессер», а за ним и ещё один «бомбовоз». Лидию с подругой вскоре зачислили в 9-й ГВИАП, где она продолжала воевать в паре с Катей Будановой.

         В день Красной Армии 23 февраля 1943 года Лидия получает первую награду – орден Красной Звезды. А к маю стала кавалером ордена Красного знамени.

         Злой рок настиг её 1 августа 1943 года во время тяжелейших боёв над фронтом у реки Миус, на земле, где шёл прорыв немецкой обороны, солдаты нуждались в поддержке с воздуха. Лидия совершила три вылета, а из четвертого её самолет не вернулся. Её долго искали, но так и не смогли выяснить судьбу лётчицы. На тот момент на боевом счету Лидии Литвяк за 168 боевых вылетов было 12 уничтоженных самолётов противника лично и 4 – в группе. По традиции, установившейся с Первой Мировой войны, асом считался пилот, одержавший 5 побед.

         Тело Лидии Литвяк было найдено поисковиками лишь в 1969 году у хутора Кожевня, через год её опознали. Министерство обороны СССР внесло изменения в документы, свидетельствующие о том, что Лидия Литвяк не пропала без вести, а погибла при выполнении боевого задания.

          А 5 мая 1990 года ей были посмертно присвоены звание Героя Советского Союза и звание старшего лейтенанта. . .


         * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *