Данте. Комментарии под небом инструкции в рай

Ирина Чубенко Сергеева
основной текст http://stihi.ru/2023/03/14/3149

Существовал Питерский клуб поэтов, верных Данте, в оригинале его читали: А. С. Пушкин,  А. Ахматова, О. Мандельштам,  В. Иванов. Московская школа поэтов, таких как М. Цветаева, Б. Пастернак не были близки этому течению. Большинство людей знакомо с Божественной комедией по переводу М. Лозинского в его ямбической системе.

Данте имел горячий слог, слог огромной скорости разговора и перемены действия, невозможно понять, прочитав первую строчку, что будет во второй. Инструкция по попаданию в Рай переполнена людьми, некоторым отведено три строчки, некоторым одна, но их достаточно, чтобы почувствовать каждый персонаж, в них прослеживается искусство диалогов: с риторикой и приёмами учтивости, с элементами комичности и наоборот страшными и трагичными действиями. Такая словесная ткань, где смыслы ещё важнее, а смыслов там бездна. "Он идёт ища свободы", говорит Вергилий  о Данте. В Аду гордецы слепы совершенно, у завистников глаза зашиты проволокой, гневные люди ничего не видят из за непроглядного мрака и дыма, унылые не видят из за суеты и спешки, алчные не видят ничего, потому что они лежат лицом в землю, чревоугодники видят только вожделенные недоступные для них яблоки, сладострастники не видят потому, что они заключены в пламени. Там те, кто утратили блага разума. "В том мире, где есть семь цветов", так говорят души, живущие в Аду о земле. Данте идёт вверх, чтобы больше не быть слепым, через Чистилище, где все поют -  место земного Рая, такую прихожую, место очищения, искупление грехов, грязи, болезней, область солидарности и между собой, и теми, кто на земле. После, через Рай, где танцуют. Там появляются свет и цвет, которого не было. Примечателен момент, где Вергилий собирает ладонями росу и умывает ей Данте, чтобы смыть, очистить пыль Ада. Нельзя чистому вступать за порог преступления. Зло - это тоже тайна, как и святость. В Аду нет общих тем, нет тем философских и богословских. Чтобы философствовать необходимо любить. Но и в Раю не скучно, там апостолы ругаются дай Бог как.

Главное оружие Данте - синтаксис, таким длинным синтаксисом не владел никто. Длинные, разветвленные фразы сложноподчиненных предложений, собранные союзами и местоимениями  (когда, если, из за, что, и...),  приправленные огненной логикой. Одна фраза может умещаться в двенадцать строк - четыре терцины (например, загробный ландшафт 12 - ой песни, момент с Минотавром, зачатом в чреве обманной коровы).  Дантовская речь обладает удивительной интонацией, ты чувствуешь на каждом слове где стоит ударение, где его нет, что здесь главное. Данте ходит по пространству, которое он никогда не видел и вообще никто не видел. Чем выше, тем ярче словосочетания, более отобраны и высоки.

Однажды к Петрарке в дом, когда тот ещё был ребёнком, приходил Данте и это оставило  неизгладимое впечатление у последователя Данте. Но есть значительная разница в служении женщине между ними. Сравним Лауру и Беатриче. Петрарка чувствует, что эта страсть сбивает его с Пути, он кружится, как вокруг какого - то проклятого места, чувствует себя в плену и требует освобождения от этого плена, но опять в него возвращается. Лаура Петрарки - земная. Дантовская Беатриче сочетает в себе и земное и божественное. Она - проводница и не даёт заблудиться Данте. Лаура никуда не проводит, она не даёт Петрарке идти, но именно к ней поэт испытывает влечение, а все остальное для него - долг. У Данте этого раздвоения просто нет, при помощи Беатриче  он понимает, что такое вычеловечивание.

Заниматься Данте без широкой подготовки невозможно, понять Данте как Данте - требует большой работы, абсолютного подстрочника. Где возможен пересказ поэзия не ночевала? Данте может объяснить что он написал, чертежами ума, его архитектурой, но самой поэзии он не объясняет. Середина жизни по Данте приходится на сон, нечестивые погибают на середине жизни. Этот возраст - увеличительное стекло Пути, по которому человек пойдёт дальше. Данте самый неожиданный поэт, с особой, невероятно точной силой слова и действия. Он - книга, с рассыпанными листами, с широчайшими полями для заметок, которую он собирает и переплетает в Раю Божественной комедии. Метаморфозы, те, что он видит, это и есть его Путь, они о том, чтобы стать собой путём очищения и, чтобы увидеть это, нужно меняться самому. Если вы никогда этим не занимались - не плывите за моим кораблём. Если вы потеряете курс, то тоже потеряетесь в этом океане.

иллюстрация: Гюстав Доре

Ад. Зона льва. Пояса и рвы http://stihi.ru/2023/11/07/5360
сады Данте http://stihi.ru/2023/09/26/4548
Земной  Рай. Воды и реки Данте http://stihi.ru/2023/10/19/2294
Рай Данте. Три моря http://stihi.ru/2023/11/01/6227