Вехи памяти моей. выезд на мадагаскар и сейшелы 19

Валентин Савин
 
То был один выезд сразу в две страны - Мадагаскар и Сейшельские острова с 27 мая по 6 июня 1981 года.
27 мая делегация Госкомспорта СССР в составе Анатолия Ивановича Колесова – заместитель председателя, В.Л. Авилова – начальник Отдела капстран и В.А. Савина – переводчик вылетала из Москвы рейсом СУ-459 (ИЛ-86) по маршруту: Одесса – Каир – Аден – Дар-Эс-Салем – Мадагаскар.
По техническим причинам вылет, намечавшийся на 15:35 произошёл с задержкой, ибо заменили самолёт. Нас высадили и мы 40 минут находились в погранзоне аэропорта. Предполагаемая остановка в Одессе не состоялась. Летели без посадки до Каира. Ужинали в самолёте. Кстати, в самолёте, вмещающем 160 человек, летело 60 человек. В Каире в 02:20 произошла смена экипажа. В 07:00 сели в Адене, температура + 27. Час двадцать пять минут находились на вокзале аэродрома, нечто вроде сарая. В 08:30 вылетели (до этого я ориентировался по московскому времени). Далее через три часа тридцать минут приземлились на Мадагаскаре 28 мая в 12:30. Через час по местному времени нас встретили в аэропорту.
 В переводе на местный язык Мадагаскар – Добрый остров. Встречали нас министр по делам молодёжи и министр обороны и другие сопровождающие лица. Им пришлось целых три часа сидеть в аэропорту, ибо самолёт задерживался.
Как водится нас угостили и состоялась беседа. Мадагаскарские министры и другие встречавшие нас лица добрым словом отзывались об участии их представителей у нас на Спартакиаде-79 и Олимпиаде-80. Просили помогать им тренерами и специалистами.
29 мая состоялись дальнейшие встречи и переговоры в министерствах обороны, и молодёжи. Встреча в доме советско-малагасийской дружбы. Пресс-конференция.
30 мая мы посетили спортивные сооружения и площадки, где приходилось отвечать на массу разного рода вопросов, в том числе о жизни и заработках не только спортивных деятелей, но и гражданских служащих и простых людей.   
Затем состоялось обсуждение пунктов предстоящего к подписанию протокола двусторонних спортивных обменов. Мадагаскарцев интересовал не столько обмен командами, ибо им дорого направлять свои команды, они даже к соседям мало выезжают. Их больше интересовал обмен тренерами, специалистами, медработниками, учёными. Хотя нашим трём спецам приходилось там нелегко. Их частенько игнорировали, поскольку они не владели в достаточной мере иностранными языками и, в частности, французским языком. Забывали послать за ними транспорт и т.д., и т.п. Их принимали не на долгий срок по сравнению с иностранными тренерами. Но просили и далее направлять наших тренеров. В частности, по гимнастике, волейболу, баскетболу, лёгкой атлетике, боксу и ещё по ряду видов спорта, причём с проездом в оба конца за наш счёт. В то время там работали тренеры из Франции, ГДР, Кубы за довольно приличные деньги.
Нам приходилось всё взвешивать и идти на какие-то уступки, чтобы их не обидеть и в тоже время не разжигать их аппетит. Ибо помимо обмена специалистами от нас чуть ли не требовали присылать безвозмездно спортивное оборудование и инвентарь, книги, фильмы с переводом на французском языке. К тому же они хотели бы из общей квоты стипендий (их было свыше двухсот) направить на учёбу в ГЦОЛИФК пять человек. Вообще им хотелось бы сотрудничать с министерством молодёжи, образования и просвещения. Этот вопрос мы им советовали решать через совпосольство и соответствующие заведения. В тоже время обещали посодействовать. Наша спортивная форма, как мне удалось выяснить, зачастую «попадает большим начальникам». Якобы они в ней любят щеголять.
Ценой неимоверных усилий удалось договориться и подписать протокол спортивных обменов на 1982 год. С учётом того, что президент страны дал гарантии министру обороны помочь с оплатой пребывания наших команд и специалистов за государственный счёт. Кстати, у них в стране военные в плане спорта тягаются и конфликтуют с гражданскими. Их военные хотели бы соревноваться с нашими военными. Спорт в стране в основном практикуется на частной основе. Большую помощь нам оказывали сотрудники совпосольства. Посол находился в отпуске.
В посольстве я встретил своего друга Виктора Скворцова, с которым мы вместе учились в институте, долго дружили и встречались семьями. К сожалению, год назад его не стало. Жена у него умерла намного раньше его. Он там был с женой и тремя детьми. На часок я ухитрился заскочить к нему домой. До Мадагаскара он работал в Швейцарии в штаб-квартире Международной организации труда (МОТ).   
Несколько слов о том, что я услышал от сопровождавших нас людей об их стране, природе, обычаях. Начну с того, что у них всё идёт наоборот. Солнце заходит с юго-запада и садится на севере. Даже круговорот воды происходит в обратную сторону. Большой ковш медведицы перевёрнут вниз. Много полезных ископаемых, бокситов, урана, вроде бы есть нефть. Выращивают рис и кукурузу даже в горной местности. Самое большое животное зебу. Змеи и прочие пресмыкающиеся там в небольшом количестве и вроде бы не ядовиты. Есть своеобразные птицы и деревья. По большей части баобабы. Есть какие-то странные растения и плоды. Много специй, в частности ванилина и перца. Ну и самое интересное животное лемур. Есть такие маленькие, что умещаются на ладони руки. Много хамелеонов.
В стране в то время насчитывалась 8 миллионов человек. В столице Антананариву 650 тысяч. Сильно влияние французов. Народ не всё устраивает, колеблются по какому пути идти. Вроде могли бы идти по социалистическому пути развития. Много бедных, часто воруют.   
В 13 лет у них девочкам разрешено выходить замуж и иметь детей.   
На фото из газеты
В центре А. Колесов, слева В. Авилов, справа я.