Помощь Советскому Союзу

Анатолий Дашкевич
Трансиранские дороги представляли собой наиболее благоприятный путь доставки
грузов в Советский Союз. О том, что союзники будут нам оказывать помощь оружием, техникой , стратегическими материалами и сырьём, Рузвельт и Черчилль заявили буквально 22 июня 1941 года. Оказалось,что современных портов для разгрузки
океанских транспортов с тяжёлой военной техникой на побережье Персидского
 залива просто нет. Саперные батальоны США проделали гигантскую работу
в сжатые сроки фактически заново были построены и оборудованные
два новейших морских порта шоссейная и железная дороги; прежние
дороги не удовлетворяли потребностям и были малопригодны. Коммуникации протянули
до Баку. В Иран было привезено большое число локомотивов, вагонов, оборудования
для станций. И уже в ноябре 1941 года по Трас-Иранскому маршруту из портов
Персидского залива было переброшено в СССР 2972 тонны грузов. В портах были
срочно сооружены авиа-и автосборочные заводы, где собирались привезённые
по частям самолёты, транспортная и военная техника. Всего с этих заводов было
отправлено в СССР 184112 автомобилей. Собранные автомашины - знаменитые
тяжёлые "Студебеккеры" шли в Баку своим ходом, причём их тут же в иранских
портах под завязку загружали другими ленд-лизовскими грузами. Доставленные
же до границ нашей страны по железной дороге техника и прочее затем перевозились
сухопутным путём через Кавказ и морским путём через Каспийское море в Астрахань
Этот путь был намного безопаснее чем арктический , чем из Англии в Мурманск,
но не совсем. Только за 1942 год немецкой авиации удалось потопить 14 судов
Каспийского торгового флота, занятые этими перевозками. С мая 1942 года поставки
в СССР по "Персидскому коридору" составляли уже в среднем 80-90 тысяч тонн
в месяц, а во второй половине 1943 года до 200000 тонн в месяц.
    Для перегонки танков, поступавших по иранскому маршруту была сформирована
191-ая танковая бригада, затем вторая - численностью 800 человек. Экипажи этой
бригады обучались на базе21-го учебного полка в Ереване. А в Баку находился
центр переобучения советских лётчиков, осваивавших американские самолёты. Именно
здесь обучался и знаменитый трижды герой Советского Союза Александр Покрышкин,
совершивший свои подвиги именно на американской  "Аэрокобре". Переобучались
наши лётчики и в азербайджанском городке  Аджибуле. Через него много людей
прощло. Кроме танков и самолётов по иранскому пути везли пушки, тягачи,рельсы,
калиброванную сталь,понтоны,трубы, продовольствие,высокооктановый бензин,
каучук, листовой и цветные металлы, автопокрышки и многое другое.
    Таким образом операция "Согласие" явилась блестящим примером согласованных
действий союзников, направленных на достижение общей победы над фашизмом.
    Несмотря на большое количество потопленных судов в северных конвоях, сотни
тысяч грузов были доставлены в Советский Союз.
    Я помню прекрасные машины "Студебеккеры" и помню, как в таёжной деревне
 делили английские ткани между колхозницами.