Аллегория благоразумия

Наталья Солошенко
                Аллегория благоразумия.*
                1565-1570гг.
                По картине Тициана Вечеллио.
                Лондонская национальная галерея.
                Цикл стихов « Тайны творчества Тициана».

                Три поколения пред нами
                На той картине предстают.
                Зрелый мужчина с волосами:
                Усы и борода ему солидность предают.
                В глазах его застыли слёзы,
                А вместе с тем- немой вопрос.
                Под ним лев с грустными глазами,
                Что слёзы льёт уже всерьёз.
                От него справа- милый юноша,
                Что смотрит прямо пред собой.
                Под ним собака его преданная,
                Что ему служит пред толпой.
                А слева- седовласый старец
                С потухшим взором в колпаке.
                Под ним волк серый и усталый,
                Что наблюдает вдалеке.
                Вот если б знали в настоящем,
                Как в молодости себя вести,
                То в зрелости не лили б слёзы,
                Чтоб в старости сказать: «Прости…»





Примечание:
*“Аллегория благоразумия”.Жанр маньеризм, портрет, анимализм, аллегорическая сцена, ренессанс.
Одна из самых открытых аллегорий в живописи
Автор — знаменитый живописец, яркий и уникальный мастер эпохи Возрождения.
“Аллегория благоразумия” — одна из поздних его работ. На портрете запечатлены трое мужчин из разных поколений.
Произведение выделяет нестандартная живописная структура. Удивляет техника: мазки выполнены широкой кистью, их дополняют участки, где Тициан наносил краску пальцами. Это позволило достичь потрясающего эффекта: цвета словно проникают друг в друга, а контрастирующие тона образуют единое целое.
В верхней части полотна размещена надпись – ключ к трактовке заложенного автором послания. Смысл перевода такой: “учитывая ошибки прошлого в настоящем, можно не навредить своему будущему”. Вечеллио Тициан увидел эту мысль именно в виде изображения трех мужчин. Главный план занимает мужчина в зрелом возрасте, его мастер сравнивает со львом — символом смелости и мудрого правления.
Рядом с молодым юношей расположилась собака, что говорит о стремлении познать мир, готовности нести службу. Последний мужчина — одинокий и умудренный опытом старец, в компании волка — символа независимости и гордости.
Изображения олицетворяют собой напоминание о прошлом, настоящем и будущем. В христианстве они выступают в качестве символов благоразумия, которое состоит из трех компонентов: памяти, знания и опыта.
Многие искусствоведы утверждают, что на полотне есть портрет самого автора – это изображение старца. Помимо того, там изображены его ближайшие родственники — сын и племянник.
Тициана по праву считали одним из талантливейших людей своего времени. Работы мастера никого не оставляли равнодушными: до сих пор поражает не только их техническое совершенство, но и глубина философского содержания.