Каникулы на колесах 2

Татьяна Стукова
Школьные годы чудесные. ч. IV
С Урала отец решил отправиться в свои родные места. Наверное, детские воспоминания хотел оживить. Ведь он не был там с тех пор, как девятнадцатилетним парнишкой в ноябре сорок первого ушел на фронт.
 В городе  Котласе Архангельской области мы оказались в конце июля. 
Котлас (для тех, кто не любил географию в школе) расположен при слиянии рек Малая Северная Двина и Вычегда, в шестистах км к юго-востоку от Архангельска.
Тогда это был крупный промышленно-транспортный узел Европейского Севера страны. Город, железнодорожная станция, речной порт с населением около шестидесяти тысяч человек.  Сейчас в городе почти столько же населения, но некоторых предприятий уже нет.
От Миасса до Котласа мы перед этим проехали еще полторы тысячи километров, даже немного больше. (Тысяча триста с хвостиком уже было позади, от Павлодара до Миасса).
 (Как же хорошо с интернетом. Сразу нашла маршрут и расстояние, и стоимость билетов, и время отправления. Хочешь, дома билет заказывай и оплачивай. Раньше, конечно, все было не так – ножками и глАзками...)
Кстати, сейчас маршрут до Котласа предлагают только через Москву, и тоже с пересадками. А мы, помнится, не через столицу ехали, а, скорее всего, через Киров. Сейчас мне страшно даже смотреть на карты и представлять эти тысячи километров, а ведь их мы преодолели за одно лето.
К Котласу после очередной пересадки подъезжали по странной дороге – узкоколейке, которых было много раньше в лесных районах Севера. Сейчас даже многие местные жители и не помнят, была ли узкоколейка в их местах, а если и помнят - то где и как она проходила, что перевозила и когда была построена, уже забыто.
Вдоль дороги стеной стояли высоченные пихты. Паровоз отчаянно дымил, окна вагонов были открыты, и порой дым залетал в них. Я постоянно торчала у окна, и, конечно, кусочек несгоревшего угля влетел в глаз, долго доставали платочком.
Жили в гостинице. И опять фокусы памяти – помню только уголок коридора и стол, за которым мы пили чай с морошковым вареньем. Больше ничего о городе, кроме длинного патриотического лозунга на бетонном заборе. Глядя на него, я узнала, что у меня ухудшилось зрение – родители надпись прочитали, а я не смогла. Так стало ясно, что надо проверить глаза у окулиста. Вот с этого года я ношу очки, не снимая, много лет.
Да, один раз побывали на рынке, где удивила синяя голубика по копейке за стакан.
Краеведческий музей в городе был создан только через месяц, а то бы мы с мамой обязательно в него сходили. Время было. Ждали в гостинице отца, а он искал себе работу, ездил и по району, но ни там, ни в Котласе не нашел.
Хотели отправиться еще севернее, на Верхнюю Тойму. Край суровый, железной дороги дальше не было. На родину отца надо было пароходом добираться по Северной Двине, а потом еще ехать в леса, в глушь. И надежды на то, что эти поселки, где раньше были леспромхозы, еще существуют, не было. (Конечно я «путешествовала» по карте в инернете с помощью спутниковых снимков в тех краях, была в шоке, Двина широченная, леса безлюдные. Такие огромные просторы! Многих старых поселков нет и в помине)
А в июле начались заморозки... Так мы из Котласа дальше на север не поехали, может, деньги кончились, может, испугались.  Здоровьем никто не блистал,  даже теплых вещей, по-моему, с собой не было, лето ведь... После Сахалина мать часто болела, ей нужен был теплый сухой климат.
     Итак, с севера мы отправились на юг, сначала в Ростовскую область,  там жила какая-то родня, потом вскоре в Волгоградскую, где и остановились. Да так и остались жить в  городе Суровикино на реке Чир. Город тогда рос, работали несколько заводов, везде были нужны рабочие руки. Отец сразу нашел работу, потом и мама.
 Между Суровикино и Котласом еще около полутора тысяч километров, около четырех тысяч километров были мы в пути в это лето. Полстраны я посмотрела за эти каникулы, в основном, из окна поезда, но кое-где и погулять пришлось (Южный Урал, Котлас). А за нами по стране ездили наши казахстанские вещи.
В Суровикино сняли маленькую кухоньку в хозяйском дворе, разгрузили контейнер с багажом. Кое-что даже не уместилось – таким тесным было наше жилье.
Лето закончилось. Мне пора было в школу, в пятый класс. Закончились и весёлые, «железнодорожные» каникулы.
На фото - вокзал г. Суровикино

 
Продолжение следует...