Андрей Дмитриевич Сахаров

Юрий Сенин 2
21 мая - день рождения Сахарова, и меня всегда удивляла судьба этого человека. Андрей Дмитриевич Сахаров - советский физик-теоретик, академик АН СССР, Один из создателей первой советской водородной бомбы. Но он и общественный деятель, диссидент и правозащитник. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.
   В январе 1980 года я служил в Коммунарске (Алчевск) на Украине, и как раз в это время нас замучили политинформациями, и главный пункт был, какой Сахаров со своей женой Еленой Боннэр враг народа и предатель родины. Елене Боннэр доставалось даже больше, политинформаторы наши были не очень-то образованными людьми, но зло ругали изменников. В это время как раз Сахарова выслали из Москвы, после заявлений, осуждающих ввод советских войск в Афганистан. Он был лишён всех советских наград и премий и в январе 1980 года выслан из Москвы, и только в 1986 году из ссылки его вернул Горбачёв.
   Но вот эти политинформации безумные я и сейчас помню, мне-то было пофиг, я после университета служил, правда в рядовом составе, а вот те ушата дерьма, которые тогда лились на головы ребят могли и действовать. Кроме того, я же знал, о его работах в теоретической физике, и то, что он сделал для советской Родины. Не знаю, но что-то и сейчас у нас похожее происходит, причем хард.
  В следующий раз на бытовом уровне мне его фамилия встретилась неожиданно, где-то в 80-81 годах мы гуляли с барышней по Москве в районе Патриарших, потом сидели на скамейке и листали толстый фолиант про хиромантию: это были ксерокопии каких-то неведанных изданий о хиромантии, астрологии, Луис Хамон, Бенхам и прочая дребедень, но нам было интересно. К нам подсел парень, который заинтересовался, что это мы так веселимся и листаем с таким интересом. В общем, он пригласил зайти к своему приятелю, который жил рядом. Дом напротив сквера, где сейчас деревянные медведи. И этот его знакомый оказался интересным человеком, художником и поэтом, у которого уже свет отключили за неуплату. Пил он много, и это было очевидно, листки с его зарисовками валялись повсюду. на полу, сам он лежал на продавленном диване, а книги у него хранились в холодильнике, который не работал, свет-то отключили. И вот этот крендель считал себя диссидентом, я так и не понял – почему. Но что интересно, в разгар обсуждений, он упомянул Сахарова, и даже достал из-под дивана журнал Известий АН СССР с работой Сахарова. Я нагнетать не стал, но ясно было, что ничего он в этой статье понять не мог, да и к правозащитной деятельности это явно отношения не имело, но глубина влияния самого имени Сахарова поражала.
    Ну и наконец, этот замечательный рассказ Эдварда Радзинского о постановке его пьесы «Беседы с Сократом» в Театре имени Вл.Маяковского. В то время театр Маяковского был на подъеме, и Радзинского с удовольствием ставили, но эту пьесу не разрешали ставить 6 лет. Сначала из-за сходства с Солженицыным, потом из-за сходства с Андреем Сахаровым. Я приведу ниже ссылку на рассказ самого Радзинского, посмотрите, он чудесный рассказчик. Когда наконец постановку пьесы разрешили (Постановка Гончарова, Сократ – А. Джигарханян, Ксантиппа – Т.Доронина), Радзинскому удалось передать два билета Сахарову, это были два билета в 3-м ряду, а сидели там Щёлоков, Руденко, Лапин, Гарбузов. И вот перед самым началом спектакля, в зал вошёл Сахаров, и ему пришлось пробираться между креслами и коленями, а пропускали его те, кто должен был его гнобить. Представляете себе Щёлокова, который тянет руку Сахарову, и при этом восклицает: «Андрей Дмитриевич, здравствуйте!».
 
Ссылка на рассказ Эдварда Радзинского:
https://www.youtube.com/watch?v=1n49v1DTyd8
Фото: Андрей Дмитриевич Сахаров
21.5.2023