Ириней Лионский

Юрий Сенин 2
  Ириней Лионский, ок. 130 года, Смирна (сегодня Измир, Турция), Римская империя — 202, Лугдунум (Лион), Римская империя — один из первых Отцов Церкви, ведущий богослов II века, второй епископ Лиона. Принадлежал к малоазийской богословской школе. Его сочинения способствовали формированию учения раннего христианства. Самое известное сочинение Иринея Лионского «Против ересей» представляет собой полемику с гностицизмом, который стал для раннего христианства первым богословским вызовом. Работа была направлена особенно против Валентина и его ученика Птолемея. Католическая церковь считает Иринея Лионского наряду с Климентом Римским и Игнатием Антиохийским инициатором формирования учения о папском примате. Сочинения Иринея Лионского являются первым свидетельством признания канонического характера четырёх Евангелий. Мне интересна выдвинутая им теория выкупа, объясняющая с его точки зрения соотношение добра и зла, Христа и Сатаны, о чём подробнее ниже.
    Ириней родился в первой половине II века в Смирне в христианской семье. Там же он получил хорошее образование, изучал поэзию, философию, риторику, которые считались необходимыми для светского юноши. Около 160 года был послан своим наставником Поликарпом, епископом Смирнским, в Галлию, в город Лугдун (Лион), к епископу Пофину для проповеди христианства. В 177 году он был послан от имени священников Лиона с письмами исповедников в Рим к папе Елевферию. В то время, когда он был в Риме, в Лионе начались гонения на христиан, все видные христиане были брошены в тюрьмы или замучены. Когда Ириней возвратился в Лион, он был избран вторым епископом Лиона после Пофина, который принял мученическую смерть во время гонений.
   Об обстоятельствах смерти Иринея не известно ничего достоверного; поздняя традиция относит её к гонениям Септимия Севера (193—211 годы). Согласно житию, он был усечён мечом за исповедание веры около 202 года.
    Центральным пунктом в учении Иринея Лионского о действии Бога в истории спасения является Божие единство. Несмотря на то, что Ириней, как и большинство отцов, разделял с гностиками некоторые дуалистические тенденции, он делал четкое различие между ортодоксией и гностицизмом, и в его время христианская церковь начала присваивать гностикам статус еретиков. Ириней полностью отрицал гностический тезис о создании мира злым творцом. Скорее, Творцом является Логос, Слово благого Бога. Ангелы, по Иринею, являются частью космоса, сотворенного Богом; Дьявол есть ангел, а значит, как и другие ангелы, был сотворен добрым. Дьявол – это творение, исходно и навечно нижестоящее и подчиненное по отношению к Богу.
    Дьявол стал отступником и пал с небес, Ириней отвёл Сатане меньше власти, чем гностики или другие отцы, вместо того подчеркивая ответственность человека за этот грех. По Иринею, Дьявол отпал от благодати, потому что завидовал Богу, желая для себя такого же почитания, как и у его Создателя. Сатана не мог смириться с той милостью, которую оказал нам Бог, создав нас по своему образу и подобию, и поставив Адама над всей вселенной. Ириней впервые выдвинул всесторонне разработанное богословие первородного греха. Бог создал Адама и Еву и поселил их в раю для того, чтобы они жили счастливо в тесном общении с Ним. Но Сатана, зная их слабость, проник в райский сад, сам или змея подослал, соблазнил их. Сатана не принуждал Адама и Еву ко греху, они добровольно его выбрали, и у них была свобода выбора между добром и злом, дарованная им Богом. Но Бог не только сделал их свободными, он сделал их и достаточно слабыми для того, чтобы уступить настойчивости Сатаны. Ириней возлагал некоторую степень ответственности за первородный грех на Самого Бога, который был в состоянии сделать Адама и Еву более сильными, не сделал. Поэтому по нашему собственному выбору мы стали рабами Сатаны, и то, что он удерживал нас до нашего искупления, было правильным и справедливым. И по справедливости говоря, Бог мог бы навсегда оставить нас во власти Сатаны, но по своему милосердию, Он послал Своего Сына, чтобы спасти нас.
       По мнению Иринея, нас спасло страдание Христа, и на этот раз Сатана потерпел крах. В тот момент, когда был суд, вынесение приговора и казнь Иисуса, на краткое время, Дьявол вообразил, что победа за ним, но скоро узнал, что ошибался.  В христианской традиции три основных пути использования Страстей. 1.Человеческая природа была освящена и спасена уже тем, что Христос стал человеком.
2. Христос стал жертвой, принесённой Богу Отцу с тем, чтобы примирить человека с Богом, и наконец,
3. Теория выкупа, предложенная Иринеем: поскольку Сатана по справедливости удерживал человеческий род в плену, Бог принёс Сам Себя в качестве выкупа за нашу свободу. Только Бог мог подвергнуть Себя этому свободно, и никто другой, поскольку первородный грех лишал нас дара свободы. Покорившись власти Сатаны по Своей воле и выбору, Христос освободил нас из Дьявольского плена. Бог отдал Иисуса, чтобы освободить пленников, Дьявол принял Иисуса, но схватив Его и предав смерти, он преступил границы справедливости, поскольку Иисус был непорочен, и его нельзя было пленить по грехам. Итак, в прошлом Дьявол по справедливости удерживал нас в плену, но, когда он сам нарушил её законы, он утратил свои права, и больше не может держать ни Иисуса, ни нас. 
     Теории выкупа следовали Ориген, Амвросий, Августин (частично), Лев Великий и Григорий Великий. Некоторые отцы доходили до того, что называли это событие хитростью, которую Бог применил к Сатане, поскольку тот, схватив Иисуса, не знал, что перед ним – Бог (Ориген и Ириней). Григорий Нисский: Христос был наживкой и крючком, на который Бог поймал древнего дракона. Эта метафора была воспринята Григорием Великим и вошла в общее употребление.
     Главной альтернативой теории выкупа во времена Иринея была теория жертвы.  По этой теории, Христос, равно человек и Бог, принял на себя грехи человечества и, добровольно обрекши себя на смерть, дал богу должное удовлетворение. То есть, по одной теории Христос приносится Сатане, а по другой – Бог требует жертвы для себя. Теория выкупа достаточно хорошо соответствовала умеренно дуалистическим представлениям раннего христианства. И лишь в 12 в Св.Ансельм сформулировал более последовательную теорию.
   В своих сочинениях гностики утверждали, что апостолы обладают тайным учением, полученным ими от Иисуса Христа. Ириней Лионский писал, что епископы различных мест являются преемниками апостолов и их преемственность является авторитетным источником толкования Священного Писания и указывает список епископов, объясняя епископскую преемственность от апостолов, отрицая гностическую мысль, что истина получена от различных источников. Особую роль в апостольской преемственности, как пишет Ириней Лионский, занимает единодушное согласие среди епископов, которое является критерием истинности. Ириней Лионский подчёркивал уникальное положение Римского папы как преемника апостола Петра.
   В своих трудах Ириней подчёркивает важность следования апостольской традиции и каноническим новозаветным текстам. Христиане Малой Азии во времена Иринея предпочитали Евангелие от Иоанна. Евангелие от Матфея в то время употреблялось повсеместным образом. В своих сочинениях он говорил о догматическом единстве четырёх Евангелий, отрицая мнение Маркиона, который признавал только Евангелие от Луки. Св. Ириней отбросил все гностические Евангелия, которые использовали гностики во II веке, и объявил 4 книги — Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна — авторитетным Писанием Церкви.
    День памяти Иринея Лионского в Православной церкви 23 августа (5 сентября), в Католической 28 июня. Его предполагаемая гробница в Лионе была разорена гугенотами в 1562 году. Однако в местном католическом храме по-прежнему указывают на ковчег с частицами мощей Лионских мучеников, в котором хранятся и мощи Иринея.
21 января 2022 года Указом Папы Франциска святому Иринею Лионскому присвоено звание Учителя Церкви.
Из цикла «Отцы Церкви».
Литература:
Джеффри Бартон Рассел. «Сатана, восприятие зла в ранней христианской традиции», 2001, Санкт-Петербург, «Евразия»
Фото:
Икона с частью мощей Иринея Лионского в монастыре Св. Николая в Форт-Майерсе. Флорида
24.5.2023