Молчать иль говорить?

Евгения Мальцева Красноярск
Рубаи

                Вдохновение:
                Ты, счёт ведущий всем делам земным,
                Среди невежд будь мудрым, будь немым.
                Чтоб сохранить глаза, язык и уши,
                Прикинься здесь немым, слепым, глухим.
                Омар Хайям

* * *

Когда невежество всем правит миром,
когда весь мир объят безумным пиром,
и Зло ликует, празднуя свой день,
любой из нас за слово правды может стать гарниром.

* * *

Среди безумия что делать нам? Молчать иль говорить?
Коль страшно – лучше мышкой серой жить.
А кто пришёл сюда Свет Истины возжечь,
и захотел бы, да не сможет живое пламя взять и утаить.

* * *

Так как же быть, когда прям среди Ада
мы, как в ловушке оказались, Божьи чада?
Терпеть нам иль бороться за свободу?
Свет призывать! Он Тьмы прорвёт блокаду.

* * *

Чем ужасаться и сходить с ума –
от этого лишь разрастётся Тьма –
найти приют нам нужно в Сердце Бога,
а Бог сойдёт и Свет вольёт в наши сердца.

* * *

Хотя наш мир к большой беде стремится,
но если с Богом мы, нам нечего страшиться.
Взрастив в сердцах Любовь и Доброту,
мы можем щедро ими с миром поделиться.

* * *

Любовь приходит зажигать в нас Свет
и чудесам её конца и края нет.
Чем больше отдадим, тем больше её станет –
таков её бессмертия секрет.

23.05.2023

МОЙ ХАЙЯМ

Когда вспоминаю или читаю четверостишия Омара Хайяма, ощущаю их как-то по-детски просто – как часть себя. Да, я и знаю их с раннего детства. Все застолья в нашем доме того давнего советского периода не проходили без Хайяма. Отец мог весь вечер читать наизусть Рубаи поэта. Прям домашний театр одного актёра! Отец в роли чтеца стихов был настоящий артист! Конечно, времена тогда были настолько застольно-запойные, что винные Рубаи ложились прямо в тему – жизнь состояла из бесконечных праздников... Но моё детское восприятие улавливало именно глубокую мудрость поэзии Хайяма, в моей голове рождались вопросы и раздумья. Так я и росла, взрослела в потоке стихов великих имён. Помню, ещё подростком, очень любила общаться не столько со сверстниками, сколько с людьми старшего поколения, любила слушать разговоры старших. А когда сама начала писать стихи, даже любовная моя лирика была переполнена глубокими размышлениями. Даже о природе я умудрялась писать через призму философских, духовных размышлений и каких-то внутренних переживаний. И наверно за всю жизнь так и не написала ни одного стиха просто о природе. Да, детство, прошедшее в потоке стихов Хайяма, Низами, Навои, Руми, Фирдоуси – в потоке восточной поэзии, а также в потоке песен Высоцкого и Галича, конечно, легло в основу всей моей жизни и всей моей поэзии. И в 19-20 лет, когда я попала в круг учёных физиков, а затем обрела и поэтическое окружение и, конечно же, друзей в этих кругах, мне было легко с ними общаться на разные и даже очень непростые темы, хотя все они были на 10-15 лет старше меня. Для них это было удивительно – откуда столько мудрости у 20-летней девчонки?!

ПОЭТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
 
В ноябре 1982 года, мне тогда было 19 лет, я попала в десятку участников краевого поэтического семинара. Событие, надо сказать, грандиозное для 19-летней девушки! И из десяти человек только я одна была женского пола, да ещё и самая юная из всех. Семинар длился 3 дня. Полный зал народу – поэтическая публика со всего края! На обсуждение поэтического творчества каждого участника комиссия из маститых поэтов утвердила по одному часу. У меня есть подробный рассказ об этом семинаре (ссылку приведу ниже). Здесь хочу лишь упомянуть фрагмент про Хайяма. В течение часа я услышала множество разнообразных мнений и о себе, и о своих стихах. Были и такие выступающие, которые ругали мои стихи за подражание Хайяму, а ещё за подражание Цветаевой. Когда я услышала про подражание Хайяму, да, с этим можно было согласиться, но если копать глубже, то это было не подражание как таковое, а просто Хайям с раннего детства стал частью меня. Мне не надо было ему подражать, его мудрость давно уже жила во мне, переплелась со всем моим внутренним миром и стала неотделимой от моей сущности. Вот так проявился Омар Хайям через 19-летнюю девчонку и получил тумаков!

МОЯ МАРИНА

А вот о подражании Цветаевой – это уже другая особая история! На тот момент я не прочла ни единого стиха Марины. Ни единого! Я слышала только её имя! Имя её невероятно будоражило мою душу! И всё. Ничего я не знала о ней. И загадкой была такая реакция на её имя. И второй загадкой стало для меня это мнение из зала – “Она подражает Цветаевой!” Даже наверно не загадкой, а откровением Свыше! Как же мне захотелось узнать всё о ней! Как захотелось читать и читать её стихи! И найти в них родную, созвучную душу. И только много лет спустя, в годы перестройки, когда хлынуло в печать всё запретное, я купила полное собрание сочинений Марины и открыла для себя её мир и созвучие наших душ. Да, периодами мне приходили стихи, схожие со стихами Марины. И это очень интересный феномен! Но это не было каким-то специальным подражанием, просто приходило и ложилось на лист.
Очень люблю её душу и её стихи, и её потрясающую прозу, и письма!

Прошла целая жизнь! И вспоминая сегодня такие загадочные явления созвучия, я всё больше убеждаюсь, как все мы взаимосвязаны, как едины наши души, и нет никаких преград и расстояний для взаимодействия и дружбы, и нет никакой смерти. И в мою жизнь неслучайно пришёл Хайям и те поэты, которые ругали меня за подражание, и неслучайно явление Цветаевой в моей жизни. И отец, который с раннего детства заразил меня поэзией, да ещё какой! За всё благодарю Всевышнего!!!

23-24.05.2023

http://stihi.ru/2012/12/09/9066
На семинаре молодых поэтов и писателей