Удобный батюшка

Евгений Доставалов Достман
УДОБНЫЙ БАТЮШКА

 Я уже как два года жил и учился в Борисоглебском монастыре. Был в послушничестве. Осенью мне дали на месяц отпуск, навестить своих родителей. Заодно попрактиковаться на служебном поприще. В соседнем селе от родного города, при церкви Святой Троицы, где я подростком уже прислуживал раньше алтарником, мне предложили послужить псаломщиком.

 Дьякон их храма недавно уволился. Так что мне приходилось и выполнять его, так сказать, работу. Но я совсем не об этом. Мне пришлось делать намного большее, чем я ожидал. Но все по порядку…

 Отца Василия, иерея местной церкви, знали все достаточно хорошо. И довольно не с очень хорошей стороны. С какой – опишу в процессе рассказа.

 – Евгений, Вы к нам? Возмужал как за два года то, – быстро лепетала Мария, одна из бабушек, что с левого клироса, – а у нас новость. Отца Павла в другую новую церковь направили, а нам дали нового, отца Василия. Странный он какой-то. Больной наверно. И зачем такого служить поставили?! Никогда службу не дослуживал до конца. Обессиливал. За него наш бывший дьячок Никон литургию дослуживал. Так что готовьтесь.

 С иереем Василием я познакомился. Он не представлял из себя ничего удивительного. Объемный, лысоватый, обрюзгший… Ну, как и большинство священников. Только лицо у него было, как у пропитого алкоголика: красное с сизым носом. «Наверно, обморозил лицо где-то», – первое, что пришло мне в голову.

 Я был готов к своей первой службе в роли дьякона. Хотя, по факту, меня назначили в этот храм псаломщиком. Но, куда деваться? Надо выручать. Приход на меня возлагал надежды.

 Началась заутреня. По прочтении бабушками псалмов, началась литургия.

 Подробности службы я описывать не стану. Тот, кто не посещал, оною можно найти в любой церковной лавке и на страницах интернета. Я же читаю, что положено читать дьякону.

 Но, что интересно, после каждого захода отца Василия за иконостас для служения у алтаря, выходил он чуднее. У него все больше и больше начинал заплетаться язык. Алтарник меня слегка толкнул в бок.

 – Скоро будешь службу и за него продолжать, – прошептал мне подросток, – жди!

 Иерей зашел к алтарю через боковой вход в иконостасе, перед произнесением молитвы пред амвоном[1].  Вышел из врат, осенив прихожан крестным знамением, начал молитву за амвоном:

 – Благославляяй благословлящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, – с заметным замедлением, как будто кассетную пленку зажевал советский магнитофон, тянул отец Василий. И… бухнулся замертво на пол. Я подхватил молитву дальше:

 – Исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего…

 Алтарники быстро занавешивают  занавес «Царских врат», утаскивают святошу в алтарь на скамью, что стояла в стороне от престола, с заранее приготовленной подушкой. Я поднимаюсь к вратам и продолжаю роль священника и дьякона в одном лице.

 Ну, и проповедь в конце службы мне пришлось проводить самому.

 После службы, немного отоспавшись, Василий вусмерть пьяный, опираясь на мальчишку-алтарника, выходил из храма в сторожку сторожа Анатолия, где и отсыпался до обряда отпевания, если в тот день были похороны. К венчаниям и крещениям он был уже опохмеленным у сторожа. А служение кое-как, но проводил.

 И так каждую службу. Так, как у престола, за иконостасом, у него был всегда приготовлен пузырь. Да ладно с вином… С самым настоящим деревенским самогоном.

 Терпели такое безобразие долго. Видать денежка иерархии отсылалась приличная. Удобный был батюшка для своего начальства. Ведь с отпеваний и освящений имущества олигархов и местной банды, он имел очень прилично. Одно только крещение младенца на то время стоило у него пять тысяч рублей. А в среднем должно стоить не более трех тысяч. Но прихожане терпели. Ведь другая ближайшая церковь была в более тридцати километрах от села, на окраине моего города.

 Я попытался исправить это положение, направив жалобу Кириллу, тогда еще митрополиту коломенскому. За что и поплатился. С треском на меня накладывают епитимию[2] на полгода за самоуправство в чтении литургии, с полным запретом участия в любой службе, даже алтарником.

 В монастыре же вскрылась другая тема для моего изгнания из святыни. Но это уже совсем другая история.

 Это все я к чему? Ведь религия такая же политика и работа. Устраивает высшее начальство мелкий начальник, он и будет на своей должности, независимо от того, нравится, или нет, он простым рабочим.

 Слава богам, что я вовремя выбрался из этого омута. Омута тьмы и заблуждения. Я нашел Веру. Нашел Ведическое знание природы богов и всего человечества. Слава Роду, богам Прави, предкам нашим!

29 мая 2023 года.

[1] – амвон, церковный пюпитр, стойка для чтения, расположенная в центре, у «Царских ворот» между клиросами.
[2] – епитимия, наказание постоянным постом и молитвой, включая, всенощную с преклонением (на коленях 3-4 часа), с длительностью сна в 2 часа в сутки. Запрет на исповедь и причастие. Вообще, наказания применялись разные. Но такую епитимию исполнял я.