7. Несметные луны

Басти Родригез-Иньюригарро
7. Несметные луны. Запись поверх параграфа об основании Фогры. (Год издания учебника восстановлению не подлежит).


Отражающие поверхности меняют природу света. Несметные луны — спутники бессчётных Земель — не синтезируют гелий из водорода, но полыхают в своей манере. Луч дневного прожектора, встреченный луной, неузнаваем: теперь он принадлежит ей.
В иных плоскостях луны полощут Терру в личном сиянии. Или жёлтый карлик с естественным спутником — две стороны одной медали. Или красный гигант — не полный финиш, а яблоко в полнеба.
В иных плоскостях соль не та же, что здесь, поэтому край, подобный Сайскому Полукружию, не найдёшь где попало.
Я пишу "в иных плоскостях", а надо бы изъясняться объёмами.
Я пишу "Сайское Полукружие". Устаревший топоним. П-р-о-в-о-к-а-ц-и-о-н-н-ы-й. Сай связан с эпохой постыдной и мрачной (или славной и к несчастью утраченной) — набор прилагательных зависит от того, какую половины Дюжины говорящий поддерживает, но меня это не касается.
Сай — красивое слово. Свистящий звук и широкая гласная. Только и всего.
История в исполнении Андерсена — не почва, на которой твёрдо стоишь, уходя в землю как гвоздь под ударами молота — по дюйму, по два, по три; не подшивка к судебному разбирательству; не чемодан с истлевшими артефактами и ручкой-канатом для перетягивания.
История в исполнении Андерсена — верёвочный мост в тумане. Как бы мы ни терзали зрение, хмарь не рассеется, но в ней клубятся фигуры, моря и башни. Мы населяем туман тем, что готовы увидеть — мы видим себя, а не то, что было.
То, что мы видим — и есть ядро времени. Неоднородное. Архитектоническое. У каждого своё.
У нас — подопечных интерната — нет прошлого, потому что прошлых несметно, как лун по колодцам. Нет будущего, потому что его ещё не придумали. Наше настоящее непрерывно, поэтому директору мы кажемся "не по возрасту хладнокровными", а Нелли — до цинизма беспечными.
Андерсен учит балансировать, не вцепляясь в перила. Любоваться клубами, но не гадать на туманной гуще. Идти по мосту непринуждённой походкой, не превращая его в единственный путь.
Шаг в сторону — не падение, а другая дорожка.
Сайский кошмар может повториться — что ж, от кошмаров не зарекаются. Сайские шахты кому-то дали могущество, процветание, ощущение силы. Их удача — не утешение для плохо расставшихся с дневным светом.
Всё это было до интерната.
Нелли говорит, мы обязаны помнить и думать в чью-то пользу.
Я говорю, мир людей обыденно страшен, но если не хвататься за перила как за ручку чемодана с истлевшими артефактами, можно спружинить на связанных досках и взлететь чуть выше.
Туда, где Сай — не эмблема застарелой полемики, а красивое слово и обезлюдивший город, заносимый песком.
Первое правило хорошего вкуса — отсекать лишнее.
Я только что понял, зачем Андерсен акцентировал эту банальность.
Но есть и второе правило: не отсекать излишество, если оно оправдано.
А оправдать можно всякое, было бы желание.


............................

Ридеро:

https://ridero.ru/books/dnevnye_poezdki_nochnye_vylazki/