Когда запоют мертвецы Уны Харт

Юлия Ви Комарова
Пока читала, была уверена, что это перевод, и автор исландка. Оказалось, наша, российская писательница Анастасия Максимова. Окончила Новосибирский педагогический университет, кафедру германских языков, работала переводчицей, журналисткой и увлекалась фольклором.

Писательскую карьеру Анастасия начала с фэнтези-романа в жанре Young Adult «Троллий пик». Спустя полгода у нее вышла научно-популярная книга «Из депрессии. Выход рядом», в которой она делится личным опытом борьбы с клинической депрессией. "Когда запоют мертвецы" - роман в жанре магреализма.


Когда запоют мертвецы
Автор:Уна Харт
Издательство: Inspiria, 2022 г.
Серия: Universum. Магический реализм Уны Харт
Жанр: Современная отечественная проза
Страниц: 512 (Офсет)

Мне однозначно понравился слог автора и её отличное знание мифологии и истории. Роман чем-то неуловимо напоминает полюбившийся детектив Харви "Ветер западный", о котором я рассказывала в прошлом году. Атмосферой средневековья? Да, наверное. Нищая деревня, суровые нравы, скудный край.

Хороши и герои – Эйрик, с которым мы знакомимся в его 15 лет, когда он обучается пасторским наукам в семинарии, а на деле поднимает из гробов мертвецов. И Диса – пятилетняя девочка с холодным взглядом взрослой женщины, которая способна приручить морского монстра.

Мы будем следить за их взрослением и удивительными приключениями, переживём немало потрясений. Эта парочка заставит нас поволноваться, и не раз! А под конец станет совсем жарко – во всех смыслах.

Однако есть и одно большое НО: мне не понравилось, как автор попыталась смешать христианство с магией. Есть вещи, которые просто несовместимы. Поэтому Эйрик, добрый пастор и молитвенник, и Эйрик, насылающий на человека бесов – будто два разных персонажа.

Мне кажется, это вообще большая проблема современности: искусство всё время пытается служить двум господам и усидеть на двух стульях, быть хорошим для всех, а это невозможно. Есть такие темы, на которые есть лишь однозначный ответ.

В этом смысле Диса как раз не выходит из образа ни на минуту: она совершенно лишена рефлексии по поводу болезней, смертей и несправедливости мира. Диса жестока той самой средневековой жестокостью, которая определяется не ожесточением сердца, а защитным слоем кожи, позволяющим выживать в трудных условиях.

Но при этом она помогает женщинам в родах, заботится о своём калеке-брате и любит своего мужа. Она борется до конца и не считает себя доброй христианкой, поэтому и страшное решение о подмене во время казни даётся ей легче, чем Эйрику. И в это безусловно веришь. Диса – большая удача писательницы.

Образ Эйрика неправдоподобен сразу в нескольких местах, но я не буду здесь разбирать все нюансы, скажу только, что это не позволяет мне рекомендовать книгу каждому. Только тем, кто готов закрыть глаза на некоторые натяжки ради занимательности сюжета. С другой стороны, перед нами фэнтези, а не социальная драма. Так что в своём жанре книга безусловно хороша.

Ну как, будете читать?