Альма-матер Максима Шарапова

Юлия Ви Комарова
Редко такое бывает, но какое счастье, когда всё же случается: открываешь книгу, читаешь мысли вроде бы чужого незнакомого человека, и будто беседуешь со старым другом, который знает тебя вдоль и поперёк, с которым эти самые мысли сходятся... По-моему, в этом и есть смысл настоящей литературы.

Продолжаем разговор о прозе Максима Шарапова.

Обычно я не читаю подряд две книги одного автора, люблю разнообразить книжное меню, а тут не удержалась, сразу после рассказов принялась за роман "Альма-матер". Интересно, думаю, как автор справится с большой вещью.

Автор: Максим Шарапов

Название: «Альма-матер»

Издательство: «Издательские решения»

Жанр: современная отечественная проза

Количество страниц: 216

Возрастные ограничения: 18+

Прежде всего, сам сюжет оказался нетривиальным, хотя вроде бы все составляющие мы сто раз уже где-то видели. Ну сами представьте: журналист через 20 лет после выпуска возвращается в стены родной альма-матер, но уже не студентом, а преподавателем. Подумаешь! Да сплошь и рядом такое!

А вот и нет. Не всё так просто. Потому что в этих стенах на него неожиданно накатывает: он начинает видеть то, чего никто не видит. Людей, которые давно умерли или живы, но точно находятся далеко. Ситуации или сценки, которые случались в прошлом. Что с ним? Галлюцинации? Шизофрения?

А может, магия места? Или прав светило психиатрии, и в том дело, что ничего лучшего, чем студенчество, в его жизни не было? Или – это любовь преображает сознание? И то, и другое, и третье. Любовь к студентке, встречи со старыми друзьями наяву и в воспоминаниях, старое здание университета, в стенах которого пережито столько приятных, весёлых и горьких минут.


Давно я с таким удовольствием не следила за героями, давно так не сопереживала. Я ведь тоже училась в это же время и тоже на филолога, хоть и романо-германского. И очень боялась, что финал меня разочарует, потому что краем глаза зацепила разговор двух подруг – книжных блогеров – в чате, обсуждающих, что концовка неоднозначная.

Дочитывала поздней ночью, просто не могла оторваться. Фух, отличный финал. Всё на месте: сакральная жертва принесена, магия любви и магия места объединились. И каждый читатель волен трактовать концовку так, как ему ближе, как прочиталось в душе.

Интересное совпадение: мы как раз недавно читали и обсуждали Дафну Дюморье и её роман "Козёл отпущения", финал которого многим не нравится. На первый взгляд кажется, что Джон остался у разбитого корыта.

Но почему-то мало кто замечает, что он обрёл то самое главное, бесценное, с чем можно строить жизнь дальше: свободу, независимость и лёгкость чистой любви, которой нас всегда лишает привязка к материальному. В этом смысле финалы этих двух романов похожи. И только настоящий мастер не побоится нарисовать вот такую спорную концовку в наш прагматичный век.


Читали? Будете? Жду ваших комментариев!