Отличие американского унитаза от европейского

Демидов Андрей Геннадиевич
У любого европейца вызывает недоумение странная форма и технология смыва в повсеместно распространённых в США унитазах: пологая чаша постоянно наполненная водой на три четверти. Это весьма непрактично для пользователя: от воды некстати летят брызги, при сидении на унитазе возможно касание воды, внешний вид крутящегося при сливе потока с экскрементами и бумагой являет собой отвратительное зрелище. Смыв происходит спуском сразу всей воды из чаши нажатием педали. Бачок отсутствует, а для наполнения чаши унитаза используется водопровод напрямую.
Европейский унитаз имеет более глубокую чашу с заполнением водой только нижнего сифона — клапана, отсекающего запах из канализации. Смыв происходит рычагом смывного бачка, накапливающего воду из водопровода. Такая принципиальная разница в технологии и форме объясняется временем начала массового производства, разными технологическими возможностями и культурным уровнем потребителей.
Американские унитазы получили широкое распространение только в конце ХIХ — начале XX века, в эпоху быстрого индустриального развития, строительного бума городов, небоскрёбов, широкого внедрения электрических насосов, стальных трубопроводов высокого давления. Если европейский унитаз состоит из двух крупных элементов — приёмная чаша и смывной бачок, то американский состоит только из одной чаши, что почти вдвое дешевле. При этом культурный уровень потребителей унитазов в США с начала их массового применения была крайне низкой: пастухи-ковбои, жители городских трущоб, иммигранты из европейской глубинки, китайцы, индейцы, которых массово использовали как монтажников-высотников для монтажа стальных конструкций небоскрёбов. В унитаз летело всё, что попало: бытовые и пищевые отходы, доски, тряпки, палки, ботинки, что напрочь засоряло канализацию. Например, в Москве в этот же период, к революции 1917 года построившей всего лишь треть от требуемого для города канализации в пределах в основном Бульварного кольца, почти вся канализация оказалась выведена из строя по подобным причинам, — забита, а из-за засоров в неотапливаемых зимой из-за разрухи домах трубы канализации ещё и полопались. После революции немало лет из-за отсутствия квалифицированных специалистов по ремонту и ремонтных материалов московская канализация, снабжённая европейскими унитазами, почти бездействовала. Американский унитаз в меньшей степени подвержен засорам, любой попавший в чашу с водой предмет остаётся на поверхности воды. Бросать туда в таком случае отходы труднее, чем в сухую чашу европейского унитаза, и смыв у американского унитаза залповый, более мощный, что уменьшает риск засора по сравнению со смывом в виде стекающей воды в приёмную чашу из бачка унитаза европейского.
Европейских унитаз — это эволюционировавший ночной горшок средневековой дворянской знати и торговцев. Он всегда был сухим. Когда в Средние века и после эпохи Возрождения во дворцах всё ещё не появилась древнеримская канализация, смыв водяного горшка осуществляла прислуга из принесённого ведра с водой. В Лувре и Версале, например, не было канализации, за королём Людовиком выносили как за свиньёй из хлева, придворные и мушкетёры мочились по углам и за портьеры, дамам подставляли под обширные платья горшки. Когда слушали молитвы во дворцовой церкви, иногда был слышан и звук струи из-под платья.
После эпохи европейских буржуазных революций ведро для смыва было заменено стационарным баком над чашей с механизмом спуска воды, наполненным заранее всё той же принесённой водой. Запоздалая европейская, по сравнению с США, электрификация, запоздалая доступность электронасосов привели к тому, что к уже имеющейся конструкции унитаза из чаши и бачка подвели воду, окончательно придав этому устройству европейскую особенность. В России широкая электрификация страны состоялась ещё на тридцать лет позже, уже при Ленине, широкого открыв русскому народу путь к гигиене, канализации и водопроводу, дав возможность победить наконец тиф, дизентерию, холеру. Трудный путь преодоления тяжёлого наследия царского режима был долгим. Даже спустя 18 лет после революции, несчастные русские доярки — передовики колхозного производства, заселённые в только что открывшуюся по высочайшему мировому стандарту гостиницу «Москва» в ходе Сталинской индустриализации, не умели пользоваться унитазом и ванной, которые были в каждом номере. Отсталая страна при помощи коммунистов с трудом догоняла Европу и США. В позднем Союзе ССР расход воды на человека в сутки в разы превосходил этот показатель в Европе — советские люди были чище европейцев.