Сорокотяги

Николай Колос 2
Рассказ

По дорогам развёрнутого социализма шёл 1953-й год. Уже не было товарища Сталина, но ещё был товарищ Берия, объявивший амнистию. Поэтому по той же дороге шел и двадцати-трёхлетний молодой человек, пропахавший в местах не столь отдалённых восемь годков, начиная с пятнадцати лет от роду. Он по весям страны развёрнутого социализма, искал работу. Но если у развёрнутого социализма все документы были чин-чинарём, то у юноши в паспорте имелась приписка: «И положение о паспортах».
 Хоть она была затеряна между печатными буквами паспорта, но.... сволочи кадровики на них обращали внимание и, не глядя в глаза, говорили: «Нет, не пойдёт – поищи в другом месте! У нас таких вакансий нет!» – Срабатывал синдром Сталинизма.
Доходило до отчаяния! – Хоть петлю на шею! Или разбей магазинную витрину, чтобы вновь уйти в места не столь отдалённые на казённые хлеба. Но в самые тяжкие минуты – Бог миловал. Подворачивалось частное лицо, которому нужно было покрасить забор, или почистить навоз в коровнике. – Тоже работа, но ... разовая.
Таким образом его занесло в Сорокотяги. – Село в стороне от большака Белоцерковского района, Киевской области.
Парень слез с попутки и грунтовой дорогой, заросшей посредине бурьяном, пошёл в сторону синеющего марева. Марево чем-то влекло. О том, что дорога ведёт в селение, затерянное меж, ждущих созревания хлебов – ему подсказал шофёр грузовой разбитой таратайки. В напутствие он сказал –
– Давай парень! – Должно повезти. К сожалению я тебе помочь ничем не могу. Закурить я дам – хочешь? Но парень был некурящий. Шофёр, похлопал паренька по спине, заревел старым двигателем и скрылся в дорожной пыли.
Километра через три пилигрим входил в деревню, утопающую в зелени. По двум сторонам дороги примостились небольшие домики, или совсем без заборов, или со следами былых изгородей. Не нужны, значит, были заборы. Домики ориентировались к дороге торцами с одним, или двумя небольшими чернеющими окошками. Протоптанная дорожка вела во двор, к входной двери, но ни у одного домика не было видно людей, только шастали куры и кошки. Метров через пятьсот дорога разветвлялась. –  Вправо через пятьдесят метров от разветвления дорога очень расширилась и образовалось что-то вроде площади.
Слева от площади примостились два одноэтажных, закрытых на висячий замок, обшарпанных здания неопределённого назначения. На фасаде ни одно строение не имело окон – второе не имело окон вообще. Слева от площади красовался двухметровый по высоте забор, из фасонной кирпичной кладки. – Не забор, а кружево, выложенное на просвет небольшими крестами. За забором, вторым ограждением, густо росла уже отцветшая сирень, а за сиренью возвышалось культовое строение – церковь.
Парень, назовём его Сашей, подумал: «Тридцать шесть лет Советской власти, а церковь уцелела. – не дошла, знать, сюда Советская власть, затерялась в бесконечных просторах».
Из ворот церкви вышел пожилой мужчина в чёрной сутане – знать священник. – Первый человек  встретившийся путнику в этом селе. К нему Саша и обратился –
– Прошу прощения, Вы не подскажете, где у вас клуб и магазин. –
– Так вот же они перед тобой. Только магазин  открывается утром часа на два, и то не каждый день, а то и совсем не открывается, потому, что там ничего нет, а клуб открывается когда привезут кино.
– Но в клубе наверно ведутся работы. Или как?
– Приходит иногда уборщица, она же и заведующая клубом. А тебе зачем клуб, танцевать собрался? – Так здесь народ не танцует.
– Я хотел поработать. Написать афиши, может быть задник написать для сцены, оформить что-то ...
– Ты художник?
– Да.
– Что заканчивал?
– Видите ли, я отбывал наказание и там у художников брал уроки рисования.
– И ты так запросто признаёшься. – Не боишься? Как попал в наше село? – Хорошо ли рисуешь?!
– Рисую ... Хорошо ли? – Судят другие.
– И икону можешь нарисовать?
– Икону не пробовал, но думаю что смогу. Сам может быть не придумаю, но по иконописным материалам – почему же нет.
– В клубе ты едва ли найдёшь работу. А если и найдёшь, то там платят трудоднями через колхоз. – Зарплата только к осени. А вот в церкви кой-какая работа есть – если сможешь и согласишься.
– У меня нет выбора! Я вынужден смочь и согласится, и был бы очень признателен.
– Тогда по рукам!
– По рукам! Теперь мне нужно здесь найти ночлег.
– Пойдём к нам. Матушка накормит и спать уложит. Я тебе поверил. – У Саши отлегло от сердца.
Утром после яичницы и чая Отец Сергей (Священника звали Сергеем) повёл новоиспечённого художника в церковь. Показал, что по-возможности нужно реставрировать, плюс изготовить четыре хоругви. Он же назвал и цену, которую церковь может заплатить. – Не густо, подумал Саша, но если на всём продовольственном обеспечении – то терпимо.
Отец Сергей собрал прихожан и дал задание кормить живописца. Кормление, на удивление, было обильное. Как будто кормили роту солдат. Утром – литр молока и шесть пирожков. В обед – наваристый борщ, затолчённый старым салом, булка домашнего хлеба и варёная курица, плюс пол литра самогона. Вечером – яичница из восьми яиц и десять блинчиков. Плюс ко всему – одна живая курица и десять сырых яиц передавали матушке, как бы для живописца. – Для разведения красок. Прихожанам продовольственный гнёт не был накладен, потому что за сорок пять дней, которые он там проработал, верующим приходилось снабжать его только один день. Отец Сергей так распределил.
Саша шутил про себя. – «Они наверно думают, что ко мне приходят ангелы и мы вместе пируем». – Если так думали, то были не далеки от истины. Перед вечером приходил отец Сергей, проинспектировать проделанную за целый день работу, выпивал бутылку самогона и уже вместе с Сашей доедали курицу и блины. Живописец не пил. Шли домой на ночлег сытые. Матушке не нужно было заботится. А тех кур и яички, что приносили вживую, матушка возила в Белую Церковь и сбывала на рынке.
Отец Сергей Саше поверил. И уже через неделю батюшка с матушкой уехали к родственникам в Белую Церковь, а его оставили на хозяйстве. В день их отъезда Саша заработался, кушать было что, и он остался в церкви ночевать. Однако, почему-то было жутковато. Высоко расположенные окошки попускали узкие пучки синеватого тусклого света Луны и рисовали на полу фантастические картины. На иконах выделялись только глаза, Они казались огромными, и будто горели чёрным огнём, сверлящим душу, ища в ней греховное начало и хоть какой-то выход из воспалённого разума. Самое страшное – в этих глазах горели белки, то вспыхивая, то потухая. Непонятно был ли это сон, или бред! Саша знал, что это галлюцинации воспалённого ума, но по всему телу пробегала дрожь. Он подумал зажечь спичку, а потом испугался такой мысли. – Ведь он выдаст себя! Почудилось, что из-под купола опускается и крутится как юла огромный глаз и проникает в его душу. Что-то как будто толкнуло его. Он вскочил и, не контролируя своих действий, выскочил на улицу. На улице, как тяжёлый груз, страх свалился с его души. Но вовнутрь сейчас он уже не пойдёт. Постоял у двери, закрыл её на потайной засов и вышел за ограду.
Неожиданно возле калитки слабый женский голос просил помощи. Саша испугался и побежал, но его догнал тот же, еле слышный голос, и он как будто прирос к земле. Голос просил помощи. Саша Вернулся. –  Возле калитки лежала женщина.
– Помогите дойти до дома священника, вам за это заплатят – слабым вымученным голосом сказала она.
Луна вышла из-за туч и осветила женскую фигуру, явно беременную со страдальческим лицом.
– Кто вы? – спросил Саша.
– Помогите, я вам всё расскажу.
Оказалось – женщина была свояченица отца Сергея и  ехала к нему в деревню чтобы в тиши рожать. Водитель коммунист и ярый атеист, узнав, что она родственница священника, выбросил её у развилки, сказав: « Пусть тебе Бог поможет!» – и уехал.
Но уже в машине у неё начались схватки и она попросил Сашу пригласить фельдшерицу, пояснив, где та живёт. Саша нашёл дом и постучал. Мужской голос через форточку рявкнул. –
– Кого там чёрт принёс в такое время?! – Саша объяснил.
– Жена спит – рявкнул ещё более сердито тот же голос, – пусть ждёт до утра! – А нет – так через два дома живёт бабка повитуха. Иди туда. – Ещё раз постучишь – спущу собаку.
Повитуха шла рядом охала и ахала и читала какую-то молитву. Пришли. У ног женщины уже пищал ребёнок, а она сама лежала без сознания. Повитуха перегрызла пуповину и приказала бежать в сельсовет,  – там есть телефон, чтоб вызвать из Белой Церкви скорую помощь. А сама развела огонь, чтоб согреть воды и помыть ребёнка.
Скорая помощь приехала часов в десять утра, забрала обоих. Женщина была без сознания. Через час, после отъезда скорой помощи пришла фельдшерица.
– Это такой тяжёлый случай, я бы всё равно ничем бы не помогла. – Сказала и ушла. Повитуха поохала и тоже ушла.
Саша чувствовал себя побитым и почему-то виноватым. В этот день в церковь он не пошёл – лёг отсыпаться. Во сне увидел тот же огромный глаз, что почудился в церкви. Проснулся расстроенным.
Приехавшие из Белой Церкви батюшка с матушкой уже всё знали и сообщили что малыша назвали Сашей, в честь спасителя, хотя малыш оказался девочкой.
Отец Сергей по вечерам, отхлёбывая из бутылки самогон, любил поговорить: «Из искры возгорится пламя! – говорил он. – Церковь ещё покажет свою силу и необходимость в её существовании! Такие очаги, как наша церковь, для того и затерялись по всей России, чтоб как Феникс, возродится из пепла!» – Нужно заметить, что описываемые события происходили на Украине, но в общем, для всех было ясно, что это Великая Россия!
Однажды, при какой-то дискуссии Саша сказал – Сила вашего Бога, отец Сергей, находится в большом пальце человеческой руки. И только лишь в нём! –
Отец Сергей подумал и ответил –
– Очень странное место ты отвёл для Бога! – Даже не хочу дискуссировать … Объясни.
– Наверно в какое то далёкое историческое время, во времена катаклизмов, или катастроф, произошла мутация и у примата один палец, как уродство, оказался противостоящим остальным четырём и сгибался в противоположном направлении!
– Допустим ... ну и что?
– А то, что такой рукой, уже человек, благодаря большому пальцу мог привязать камень к палке. С рукой тигра, или даже обезьяны камень к палке не привяжешь! Человек получил преимущество и дополнительное свободное время от добычи пищи. Благодаря этому у него появилась творческая мысль, а потом пошло поехало, вплоть до самолётов!
– Возможно я с тобой соглашусь! – Но это тоже промысел божий, устроить такой катаклизм!
– Тогда другой пример. – Наверно вы читали, или слышали про случаи, когда человек воспитывался в зверином прайде, или стае.
– И читал, и слышал – бедные дети!
– Тогда объясните мне, почему такие дети, даже со своим большим пальцем, остаются зверьём, и руководствуются звериным инстинктом. – Всего лишь!
– И как ты это объясняешь?
– Для того, чтоб стать человеком нужен социум, а социум – это принуждённая мера для выживания! Его организовывает человек и Бог здесь не при чём!
– Я с тобой не хочу спорить – у нас разный сан! Но я тоже кое о чём задумываюсь. Так вот твой социум и создает церковь, значит она нужна как воздух, не зависимо от того кто из нас прав! А раз так, то общество будет вынужденно прийти к помощи церкви! ... Тогда ...когда, к сожалению, вырастут у него большие клыки … у этого общества!.. Чтоб не быть зверем … и чтоб избавится от очень больших клыков, и нужна будет церковь! И возродится она!
Такие дискуссии повторялись. Однажды в церковь зашли председатель сельсовета и милиционер, в звании младшего лейтенанта. – Донесли, что в церкве и селе – чужой человек. Младший лейтенант проверил документы Саши и сказал –
– В уголовном аспекте ты ничего не нарушил – претензий нет. А вот в идеологическом, ты не советский человек. Ты помогаешь выращивать дурман для народа – помогая церкви. Иди в клуб и пиши плакаты про превосходство Советской власти! Мы тебе спасибо скажем!
– Я рад! Но клуб не кормит. А мне, чтоб работать, нужно есть –
– Аргумент? … – и милиционер посмотрел на председателя сельсовета.
– Я здесь первый раз – ответил председатель –  но, всё что я увидел – перестало удивлять, почему сюда народ валом валит, а в клуб не ходит. Здесь уютно, чисто и красиво! А в клубе … того … ну нет у меня денег на клуб, я даже схитрить не могу. Всё проверяется до единой копейки! – Я лишь могу через колхоз оплатить трудоднями, а за них расчёт только осенью. И то если везде баланс.
Председатель и милиционер, постояли минут пять, повернулись и ушли. При этом присутствовал батюшка, но он не проронил ни слова.
Саша рассказал батюшке о своём страхе, оставшись в церкви ночевать. Батюшка молчал долго, потом ответил –
– А знаешь, я бы не решился ночевать в церкве один.
– Интересно ... Почему же?
– Дай собраться с мыслями …
– Хорошо, я пока загрунтую место рисунка на хоругви.
– Было давно – начал рассказ батюшка –  больше двухсот лет назад. Белоцерковщина являлась территорией польского воеводства. Кажется господствовал на ней польский магнат Браницкий. Польская шляхта считала местный народ обыкновенной скотиной и быдлом. Мало кто мог выдержать их гнёт, но деваться некуда. В то время здесь были сплошные леса.
Однажды, вначале 1700-го года, нашёлся предводитель, фамилия не сохранилась, врать не буду –  организовал несколько семей и они ушли в леса, но угнали с собой сорок лошадей. – Сорок тяг. Вначале построили землянки. А в течение пяти лет обустроились, завелись домишками. Обрабатывали свободные от леса земли и мирно жили. Вот на этом месте соорудили из брёвен церквушку. – Ведь нельзя без Бога!
Через пять лет их обнаружили поляки и послали солдат. Для них бежавшие –  были гайдамаками. – Угонщиками скота. Подстерегли, когда весь маленький посёлок поголовно молился в церкви во имя Иисуса Христа. Польские солдаты закрыли двери и подожгли церковь. В те времена так делали многие. Сгоревшие мученики здесь и остались. Дожди, морозы и зной стёрли их с лица Земли! Но! – дух, видимо остался!
Только лет через сто пятьдесят, а то и больше, когда вырос вновь и окреп посёлок, уже без поляков, построили на общие народные сборы эту церковь, где ты реставрируешь иконы. Может те, кто на этом месте поплатились своей жизнью и приходят ночью помолится и пожаловаться человеческой живой душе, в это время здесь присутствующей. – Вот такие дела.
В день когда батюшка рассчитался с Сашей, приехала из Киева его дочь. Она там училась в сельхозинституте.
Уехала из Сорокотяг она вместе с Сашей.  Явно друг-другу симпатизировали.
Эпизод не выдуманный.