Как делать стихи по Маяковскому. Правило I

Александр Костерев
Главное правило поэта — никаких правил!

Не у кого не вызывают сомнений поэтическая мощь и значение таланта Владимира Маяковского. Столетие назад, пожалуй, как и сегодня, многих современников интересовал его творческий метод. Владимир Маяковский (не долго думая) сочинил и опубликовал в далеком в 1927 году, тонюсенькую, но насыщенную полезными советами книжечку «Как делать стихи?»
Главное правило поэта Маяковского — никаких правил: «Правила для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи? Таких правил вообще нет. Поэтом называется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила».
Конечно, Владимир Владимирович делая такое громкое, свойственное его поэтическому стилю и эпохе заявление, ну и, конечно, не без элемента самопиара, лукавил.
Правила несомненно существуют. Они пришли от классического стихосложения, но существенно трансформировались символистами, позднее группой футуристов в которую помимо братьев Бурлюков и Маяковского, входили Хлебников, Крученых, Кандинский и ряд других иноковидящих и инакослышащих поэтов.
Маяковский — как рабочий от поэзии — делает стихи, а не пишет, не сочиняет, так как вполне отождествляет поэтическую работу с любой иной производственной деятельностью: «Детей (молодые литературные школы также) всегда интересует, что внутри картонной лошади. После работы формалистов ясны внутренности бумажных коней и слонов. Если лошади при этом немного попортились — простите. С поэзий прошлого нам ругаться не приходится — это нам учебный материал. Наша постоянная и главная ненависть обрушивается на романсово-критическую обывательщину. Нам ненавистна эта нетрудная свистопляска потому, что она создает вокруг трудного и важного поэтического дела атмосферу полового содрогания и замирания, веры в то, что только вечную поэзию не берет никакая диалектика, и что единственным производственным процессом является вдохновенное задирание головы, в ожидании, пока небесная поэзия-дух сойдет на лысину в виде голубя, павлина или страуса».
При этом Маяковский определяет своё отношение к основным элементам поэтического произведения и даёт практические советы по их функциональному использованию. Учитывая неисчерпаемые литературные возможности Маяковского-поэта-трибуна, самое замечательное, что нам остаётся сделать, так это погрузиться в неисчерпаемый метафоричный мир его высказываний и оценок, и открыть для себя Маяковского литературоведа, разобравшись в особенностях стихосложения Владимира Маяковского.
При внимательном прочтении можно выделить тринадцать обязательных элементов.
За работу!